Чем старше какое-либо сообщество, тем больше у него традиций. Они есть даже у частных фирм, основанных какой-то десяток лет назад. Что уж говорить об обществе, чья история насчитывает сотни лет.
За последние сто лет казачество прошло немало испытаний. Кто-то выдержал их и продолжал служить отечеству. Кто-то – нет, и пошел в услужение к врагам своей родины. Многое изменилось за минувшее время. Но одно осталось неизменным: традиция выборности атаманов.
Немного истории
Казаки называли атаманами своих военных предводителей. Эта должность всегда была выборной. Для этого казаки собирались в Круг и выбирали себе предводителя. Атаман являл собой высшую власть в казачьем сообществе, но только во время похода. Его приказы выполнялись неукоснительно. В повседневной жизни слово атамана значило не больше, чем слово любого казака станицы. Иными словами, это было то, что принято называть военной демократией.
Если в обычной армии ввести прямые выборы командиров, то это будет означать ее конец. Но у казаков не так.
Атамана выбирали из числа тех, с кем прожили по соседству всю жизнь, с кем не раз ходили в походы и делили поровну все – и богатую добычу, и опасность.
Но даже при этом случались осечки. В этом случае выбиравшие признавали свою ошибку, хоть и говорили при этом, что «атаман ранее не выказывал наружу своего нрава».
Принимать участие в Кругу могли только казаки не моложе 16 с половиной лет. Неказачье население, работные люди и женщины в Круг не допускались. Лишались права участия и провинившиеся, наказанные телесно или оштрафованные казаки. Атамана выбирали на определенный срок. Его авторитет был велик, но за ошибки или оплошности он нес ответственность на Кругу, после походов.
Казаки веками жили в неспокойных местах и научились мгновенно переходить от станичной демократии, где авторитетом пользовались в основном старики, к жесткой иерархии военного похода, во время которого атаман обладал безграничной властью. Мог, в прямом смысле, казнить и миловать. Правда, после похода с него могли за все его решения спросить на Кругу. Случалось, их там и пороли, если было за что.
Когда-то Тульский край тоже был таким неспокойным местом. Не просто так здесь строили крепости, это фактически был рубеж тогдашней Руси. Со временем, когда Россия сдвигала рубежи дальше в степи, вместе с ними перемещалось и казачество. Тульское казачество постепенно уходило в земли Войска Донского.
Кстати, в былые времена казаком мог стать человек любого происхождения, лишь бы соответствовал требованиям общества. Да и сейчас мало что в этом смысле изменилось.
Но это все «дела минувших дней». Как все обстоит у казаков сейчас, во времена всеобщей урбанизации, глобализации и прочих признаков современности?
Времена, когда казачество было фактически погранвойсками, безвозвратно ушли. Изменился и сам форм-фактор армии, как, собственно, изменилась концепция современной войны. Казалось бы, казачество должно было уйти в историю. Но не ушло, так как изменились его основные задачи: теперь это сохранение обычаев и традиций.
Атаман казачества города Донского
Выборы нового атамана Донского городского казачьего общества прошли 2 октября в храме «Нечаянная радость» города Новомосковска. Круг проводили члены казачьего общества «Станица «Исток-Донская», частью которого является казачье общество города Донского. Помимо казаков нашего города и Новомосковска, приехали гости и из других городов. В частности, почетным гостем на Кругу был первый заместитель окружного атамана, казачий товарищ атамана, войсковой старшина и начальник штаба Западного окружного казачьего общества Владимир Ануров, прибыли и другие гости. Также пригласили главу городской администрации Донского Руслана Бутова, и впервые – духовенство, протоиерей Владимир Лысиков, настоятель Преображенского храма города Донского протоиерей Игорь Тимофеев, а также клирик храма «Нечаянная Радость» протоиерей Михаил Новиков.
Избрание нового атамана началось с того, что потребовали отчета от старого, Александра Нестеркина. Далее все прошло строго по правилам проведения Круга. Против кандидатуры Владимира Маевского никто ничего не имел.
– Любо!
В установившейся после этого тишине атаман, стоя лицом к казакам, произнес:
– На Христовом Животворящем Кресте, на священном писании присягаю: служить верно, не щадя головы и живота своего. Беречь казачью честь, приумножать достояние казачьего общества, беречь казаков! Я ваш отец. Вы мои дети!
После чего нового атамана перепоясали шашкой через правое плечо, полотенцем – через левое плечо: это символы его военной и хозяйственной деятельности.
– Это очень важный день, не только в жизни нашего казачьего общества, но и в жизни Донского, – сказал глава администрации города Руслан Бутов, когда казаки предоставили ему слово. – Очень понравилось, что новый атаман обозначил направление на объединение казачьих обществ. Также вы всегда проводили огромную работу по воспитанию молодежи.
Глава администрации Донского поздравил казаков с избранием нового атамана и выразил надежду, что будет продолжена традиция хороших отношений с казачьим обществом.
– У вас очень важная цель не только в объединении казаков, но и военно-патриотическая: воспитывать детей в любви к Родине, – поддержал его в этом мнении протоиерей Владимир Лысиков. – У нас с вами здесь общая задача.
Войсковой старшина Владимир Ануров добавил, что 1 октября состоялся Всероссийский Круг молодежного казачьего союза.
– Задачи поставлены большие, – сказал он. – Надо создавать молодежное казачье движение. Если мы его не создадим, то скоро уйдем в историю. Мы уже старые стали, кто придет нам на смену?
Сейчас это беда всех традиционных обществ – слабый приток молодежи или его отсутствие. Владимир Ануров призвал казачьи общества создавать молодежное движение на местах, сотрудничать с администрацией, с отделами по молодежной политике. Традиции сохраняются там, где существует преемственность поколений. И дело не только в них. Молодые люди, приходя в старые и крепкие сообщества, и сами проникаются духом истории – и казачества, и России. А у того, кто знает свое прошлое, очень трудно отнять будущее.
По материалам «Донской газеты»