Погода сегодня

Днем 0° ночью 0°

Завтра 0°

Курсы валют

USD 91.692 −0.362

EURO 98.560 −0.0845

12+

Суббота, 04 мая 2024 г.
Мы Vkontakte
Политика Общество Экономика Происшествия Культура Спорт Слухи Бизнес
Полная версия сайта

Опрос

С чем у Вас ассоциируется день 1 мая?
36%
12%
19%
12%
12%
5%
5%

Точка зрения

Архив рубрики

Мы VKontakte


Рубрика: Общество

Дончанка стала победительницей областного этапа конкурса чтецов

22 апреля 2024 11:49
Фото: "Донская газета"

Спортивные или образовательные соревнования без всякого сомнения несут огромную пользу для молодежи. Но не менее важны и другие состязания, где школьники показывают зрителям и судьям красоту своих душ. Юная дончанка Мария Павлова, ученица школы № 3 имени З.Х. Страховой, справилась с этой задачей на «отлично», победив в региональном этапе конкурсе чтецов «Живая классика».

Это конкурс, в котором могут участвовать учащиеся 5 – 11 классов. Казалось бы – что тут сложного? Вышел и прочитал наизусть отрывок из какого-нибудь художественного произведения российского или зарубежного автора XVIII–XXI веков. Но именно в этом и кроется его смысл. Вложить в кусочек текста частицу собственной души, оживить его. И тем самым показать, почему нужно даже в наше «цифровое» время читать книги.

Ожившая классика

Русская проза XIX столетия отличается редкостной красотой слога. Она являлась производной от воспитания тех времен, когда и у юношей, и у девушек взращивали богатство чувств, эмоций. Потому она довольно сложна для чтецов, ведь чтобы в полной мере отразить весь этот спектр, нужно самому на какое-то время перевоплотиться в избранного персонажа.

Ученице 6в класса школы № 3 имени З.Х. Страховой Марии Павловой это удалось. В противном случае у нее не получилось бы покорить сердца членов строгого жюри областного этапа конкурса «Живая классика».

– Сначала мы соревновались в школе, затем – на уровне города. И только после этого я представляла Донской на областном этапе, – рассказала Маша. – Должна признаться, что очень люблю читать стихи, прозу. Мне было интересно принять участие в конкурсе «Живая классика», и я стала к нему готовиться.

Для участия на областном уровне школьница выбрала трудный даже для взрослых чтецов отрывок из произведения «Неточка Незванова» Федора Достоевского.

Эмоциональная сложность этой повести берет свое начало в нелегкой судьбе автора. Ведь Федор Михайлович начинал эту книгу как роман, и написание было прервано в связи с его арестом по «делу петрашевцев». Вернувшись с каторги, Достоевский не стал его дописывать, а переработал неоконченный роман в повесть.

Тем не менее, донская школьница Маша Павлова выбрала отрывок именно из этого произведения русского классика XIX века. Во время беседы с ней, которая проходила в одном из школьных кабинетов, я попросила девочку прочитать небольшой отрывок из принесшего ей победу текста. И когда она начала его читать – не просто с выражением, а по-настоящему с душой – то произошло маленькое чудо. Неточка Незванова словно сошла со страниц книги, ожила и начала рассказ о своих переживаниях. Исчезли стены класса, мы перенеслись в старинный дом, по которому ходила героиня повести, прошли вместе с нею по коридорам и залам, слышали слабую, отдаленную музыку, кого-то искали глазами… И когда отрывок прервался, снова вокруг нас возник школьный кабинет с партами и стульями, и утонченная, исполненная самых ярких чувств Неточка Незванова стала донской шестиклассницей.

– Я готовилась к этому выступлению месяц, – призналась Маша. – В первую очередь мне помогала учительница русского языка и литературы – Светлана Анатольевна Шекурова. Она предоставила мне на выбор большой список разных отрывков из прозы, и я выбрала «Неточку Незванову», потому что она меня очень сильно «зацепила». Еще огромное спасибо моей бабушке за помощь в подготовке к конкурсу.

Говорят, что врожденный талант – это алмаз. Но без огранки он не засияет бриллиантом. Победа Маши Павловой в региональном этапе «Живой классики» была бы невозможна без ее собственного труда и старания наставников. Так что эта победа – их общая заслуга.

Долгий путь к признанию

Учитель русского языка и литературы школы № 3 Светлана Шекурова рассказала о том, каким был путь Маши к первенству в состязании чтецов.

– Результаты конкурса объявляли в тот же день, – рассказала преподаватель. – И они стали для всех нас очень приятной неожиданностью. Но должна отметить, что мы долго идем к этой победе. Маша принимала участие в конкурсе «Живая классика» уже в третий раз. Прошлой осенью она читала отрывок из «Евгения Онегина» – «Сон Татьяны». И вот наконец ей удалось покорить жюри, хотя и предыдущие выступления были не менее интересны. Это мое субъективное мнение, наверное, но, видимо, тогда где-то «не дотянули». А в этот раз все получилось, как надо.

На вопрос, почему из всего предложенного учительницей Маша выбрала именно «Неточку Незванову», чем же ее так «зацепила» героиня повести Достоевского, школьница ответила просто:

– Этот отрывок я выбрала за его яркость, в нем есть поразительные эмоции, ощущается самая настоящая музыка, он близок моему сердцу.

– Да, он действительно очень эмоциональный, – добавила учительница. – У героини меняется настроение от спокойствия до напряжения, ее переполняют чувства. Показать это было, на мой взгляд, довольно сложной задачей, однако Маша справилась.

Путь к победе всегда нелегок. И учительнице, и ученице пришлось приложить немало усилий, чтобы ее добиться. Но как насчет будущего? Планирует ли девочка и далее выступать на состязаниях чтецов?

– Конечно, мне хочется снова поучаствовать в конкурсе, но другие дети тоже желают читать отрывки из прозы и выигрывать, – призналась Маша. – Останавливаться я все же не планирую, буду читать стихи – они вдохновляют.

Говорить с некоей определенностью о своем профессиональном будущем Маша Павлова пока не берется – рано.

То, с каким вдохновением она читала отрывок из «Неточки Незвановой», какие настоящие, живые эмоции отражались на ее лице, заставляет предполагать наличие немалого артистического дара. Однако сама юная победительница пока не строит планы поступать учиться на актрису.

– Я бы хотела стать учительницей начальных классов, – сказала она. – Но окончательно еще не определилась.

– Преподаватель – это своего рода артист, – добавила Светлана Шекурова. – Тоже творческая профессия. Так что все эти навыки Маше пригодятся, даже если действительно пойдет по стезе педагога.

Хороший артист только тогда вызывает ответные чувства зрителя, когда верит в образ, который воплощает. И хороший учитель тоже должен обладать этим качеством, особенно если речь идет о начальных классах. Обмануть доверие маленьких детей невозможно, они никогда этого преподавателю не простят. Если Маша Павлова выберет для себя путь учителя, все равно ей придется перевоплощаться в образы, которые нужно донести до детских душ.

Впрочем, судя по результатам конкурса «Живая классика», с этим у нее проблем не возникнет.

Елена Спесивцева

По материалам «Донской газеты»


Разместить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий

Войти с помощью соцсетей

Комментарии