С тех пор, как существует письменность, ведется летопись человечества. Но не только документы могут быть свидетелями времен. Музеи по всему миру хранят миллионы экспонатов, с которыми связаны исторические события или знаменитые люди.
В запасниках Историко-мемориального комплекса «Бобрики» хранится свыше 26 тысяч предметов, относящихся к истории Донского. Это и археологические находки, и фотографии, и предметы быта, письма и дневники. И, конечно же, вещи. Немые свидетели минувшего, которые, благодаря усилиям музейных работников, могут многое нам поведать.
Время энтузиастов
Отсчет истории музея «Бобрики» идет с 1 ноября 1933 года. В тот день решением Народного комиссариата просвещения РСФСР на Бобрик-Горе в шахтерском поселке Донском был создан музей Подмосковного угольного бассейна. Но работу он начал не сразу: музей куда проще учредить, чем собрать экспонаты для него.
В хранилище «Бобриков» есть документ, с которого и началась 90 лет назад деятельность музея: это распоряжение за номером «1», подписанное его первым директором – Владимиром Николаевичем Хмелевым. Всего пара строчек, с которых отсчитывается летопись донского хранилища истории. А в мае 1935 года музей, благодаря его энтузиазму, открыл двери для дончан и гостей города.
Тогда экспозиции музея были посвящены древнейшей геологической истории Подмосковного угольного бассейна. Здесь рассказывали посетителям о том, как образовывались те или иные пласты – в русле самой передовой науки 30-х годов прошлого века, конечно. Тогда еще не знали, что континенты движутся и это во многом определяет геологическую картину любого региона планеты. Тем не менее, сами по себе коллекции были весьма познавательны. И они же подтолкнули другого увлеченного человека – Михаила Васильевича Чистозвонова – сделать своими руками невиданное. Ведь это он, талантливый инженер-самоучка, спроектировал, «пробил» и создал самый первый полностью отечественный планетарий. Второй по счету в СССР после Московского. Когда о его открытии написали в газете «Правда», ее редакцию завалили письмами со всей страны: люди просили адрес Михаила Чистозвонова, чтобы пригласить его сделать такое же чудо техники и для них.
Но вмешалась война, которая потянула за собой и другие трагедии.
Кто-то, сводя счеты, донес на Михаила Чистозвонова – дескать, сотрудничал с оккупантами. И хотя все его «сотрудничество» выразилось в починке трубы, в условиях военного времени разбираться не стали, осудив донского инженера к расстрелу.
После войны дело против него было прекращено за недоказанностью преступления, а в 1990 году Михаил Чистозвонов был реабилитирован.
С 1944 года в должности старшего научного сотрудника и лектора планетария работала Елизавета Михайловна Полетаева. Она отдала музею 20 лет жизни, проводила экскурсии и рассказывала желающим посмотреть на искусственное звездное небо о самых последних достижениях астрономии.
В 1948 году не стало и Владимира Хмелева. Напряженная работа, гибель сына на фронте в марте 1945 года – все это сказалось на его здоровье. Дневники Юры Хмелева сейчас хранятся в «Бобриках», куда их передал его дядя, Николай Николаевич Хмелев, и они – один из ценнейших источников информации о тех трех неделях, когда Донской был оккупирован немцами. Наталья Владимировна, дочь первого директора музея, всю жизнь посвятила научным экспедициям. Она стала кандидатом географических наук, старшим научным сотрудником Московского государственного университета. Ее не стало в 2006 году.
А планетарий Чистозвонова проработал до 1955 года, пока его не заменили более новым и совершенным аппаратом.
Жизнь идет своим чередом
В ноябре 2023 года историко-мемориальному комплексу «Бобрики», прямому наследнику музея Подмосковного угольного бассейна, исполнилось 90 лет. Это для человека большой срок. Для учреждения культуры – можно сказать, юность.
– Ни один музей мира не экспонирует все, что есть в его хранилищах, – рассказала директор «Бобриков» Ольга Каширина. – Из тех 26 тысяч предметов, которые находятся в наших хранилищах, мы организовываем выставки, меняем их, можем дополнить новыми экспонатами, если есть такая возможность. Знаете, подлинник рождает совершенно иное чувство, нежели копия, как бы интересна она ни была.
История музея началась со сбора фондов, но летопись самой усадьбы уходит корнями в XVIII век, когда императрица Екатерина Вторая выкупила эти земли для своего внебрачного сына Алексея, получившего фамилию Бобринский от поместья Бобрики. Его потомки и в наши дни принимают участие в жизни историко-мемориального комплекса.
– Алексей Николаевич Бобринский достаточно часто приезжает к нам, – добавила директор. – Причем нам очень приятно, что потомки этого рода не забывают свое родовое гнездо, уделяя время и внимание не только дворцу в Богородицке, но и Бобрикам. Ведь это не только их семейное наследие, оно принадлежит всем нам, стране. Все это – часть истории России.
Юбилей коллектив музея планирует отпраздновать в своем кругу – не только действующие сотрудники, но и ветераны, и друзья музея. А в будущем году они надеются на ремонт и обновление оборудования.
– Я очень жду ремонта в 2024 году, так как мы хотим войти в нацпроект «Культура» уже с обновленным первым корпусом, – сказала Ольга Каширина. – Ремонт просто необходим, он давно уже назрел. Надеемся также на приобретение фондового оборудования, это всегда важно, так как позволяет более грамотно хранить экспонаты. Есть задумки на вхождение в цифровую платформу «Артефакт», это даст музею возможность идти в ногу со временем. Наш сегодняшний посетитель в основном вооружен смартфоном, который позволяет считывать данные по QR-коду. Это должно также помочь людям с ограниченными возможностями получать информацию об экспозициях.
Новые выставки, встречи с интересными людьми – это то, чем живут «Бобрики» с первого дня своей музейной ипостаси. И в этом смысле у донского историко-мемориального комплекса всегда есть будущее.
По материалам «Донской газеты»