Тема детских суицидов активно обсуждается уже месяц. Слишком страшно и больно, чтобы быстро ее «отработать». Однако в основном дискуссия на тему сводится к попыткам определить, «кто виноват». Попытка в известной степени бесплодная, потому что рецепта быстрых мер не дает.
Это та правда, в которой трудно признаваться. Если бы не волна детских самоубийств зимы-весны 2012-го, мы, взрослые, так бы и не поняли очевидного: нашим детям не с кем поговорить, когда им трудно, страшно, одиноко. Припомните свой последний разговор с ребенком о нем самом, а не о его ответственности перед вашими ожиданиями. Ожиданиями, что он будет хорошо учиться, не начнет «пить- курить», пойдет по верному пути и станет, в конце концов, приличным человеком. Ребенок все больше становится заложником социальной состоятельности его родителей, поэтому и у всех разговоров с ним - один вектор: «Ты должен, должен, должен». Дети не выдерживают натиска ответственности перед родителями, часто становятся жертвами насилия, но чаще всего страдают от тотального одиночества.
Два года назад в стране наконец ввели единый телефон доверия для детей и подростков - 8-800-2000-122. Стремительно в рамках кампании по защите детей от насилия прошла реклама телефона по федеральным каналам. Кто из детей запомнил этот телефон? А из взрослых? Единственный доступный на сегодня ресурс обеспечения детской безопасности - телефон доверия, так и не стал общеизвестным.
Власть на проблему отреагировала почти стремительно, пообещав выделить в 2012 году на профилактику детских суицидов 1,5 миллиарда рублей. Предполагаемую «эффективность» освоения этих денег обсуждать не хочется. Во-первых, потому что ни одна из широко разрекламированных кампаний Минздрава последних лет не обошлась без выявленного впоследствии «неэффективного расходования средств» (читай: кражи). Участь этих полутора миллиардов тоже приблизительна понятна. Между тем уже сейчас такие немалые деньги можно было бы потратить на дело. Не разрабатывая отдельных программ и не финансируя создание новых служб, а именно: на рекламу и пропаганду детского телефона доверия.
Эта служба в стране существует около 20 лет. Впрочем, существует так, что о ее существовании знают немногие, а назвать номер телефона доверия и вовсе могут единицы. Я провела опыт, спросила у друзей 13-летнего сына, знают ли они об этом телефоне? Девять мальчиков сложного возраста задали встречный вопрос: «А это что такое?»
Это нормально?
Для читателя, который, подозреваю, не намного грамотнее в вопросах психологической безопасности, сообщаю сведения, почерпнутые на сайте Фонда поддержки детей, находящихся в трудной житейской ситуации.
В настоящее время в 82 субъектах Российской Федерации работает более 200 служб детского телефона доверия, подключенных к единому общероссийскому номеру 8-800-2000-122.
С 1 сентября 2010 года по 31 декабря 2011-го на детский телефон доверия поступило 1 267 554 обращения, в том числе:
720 450 обращений (56,8%) - от детей и подростков;
137 741 обращение (10,9%) - от родителей;
409 363 обращения (32,3%) - от иных граждан.
Мою уверенность в том, что телефон доверия мог бы очень здорово сократить число детских суицидов, а шире - стать подушкой безопасности в период взросления, подтверждает статистика из Мурманской области: «За девять месяцев из 2865 обратившихся - 22 ребенка признались в своих мыслях о самоубийстве». Почти уверена: этих позвонивших удалось остановить.
С каким счетом удалось бы выиграть борьбу за детские жизни, если бы телефон доверия стал по-настоящему популярен, даже и предполагать не стоит. Счет был бы крупным.
Как выяснилось, единый телефон доверия с неудобным длинным номером 8-800-2000-122 появился в России в 2010 году в рамках общенационационального движения «Россия - без жестокости к детям». Это можно считать прорывом. Потому что до введения единого номера каждый регион вводил свои несколько номеров. Попробуй запомни. Финансировался этот проект масштабно и целенаправленно только в рамках кампании. Некоторые крупные каналы, в частности РЕН, даже давали в прайм-тайм ролики с рекламой этого телефона. Деньги закончились - пропаганда тоже. Кто не успел запомнить - тот опоздал. Финансирование этой социальной рекламы было переадресовано в регионы, им же было рекомендовано воспользоваться разосланными методическими пособиями и роликами, которые можно скачать на сайте Минздрава. Короче, всё на усмотрение глав регионов. Усмотрение бывает разным, очень зависящим от широты взглядов, уровня образования и понимания эффективности расходования бюджета. Вот, к примеру, в Свердловской области выпустили и раздали 70 тысяч наклеек в школьные дневники с номером телефона доверия. В Москве дневники ничем подобным не обременяли.
О том, как может помочь телефон доверия нашим детям и почему родители должны знать его наизусть, «Новой газете» рассказала Марина Егорова - президент Фонда защиты детей от жестокого обращения.
- Телефон доверия для детей и подростков, несмотря на очевидную актуальность, в нашей практической жизни не слишком востребован. Чтобы понять это, достаточно спросить наугад нескольких детей, знают ли они, куда звонить в случае возникшей проблемы.
- На самом деле ребенку есть куда обратиться. Российская ассоциация детских телефонов доверия объединяет 283 службы в регионах, которые с 2010 года работают под единым номером - 8-800-2000-122. В 2010-м и в начале 2011 года этот номер транслировался по федеральным каналам, сейчас этой рекламы нет. Но она есть на сайте Минздрава, и многие регионы ею пользуются - и видеороликами, и печатной продукцией. Вот в Москве хуже, чем во многих других регионах. Москва с популяризацией единого номера телефона доверия отстает.
До 2013 года единый телефон доверия будет финансировать Фонд защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, дальше эту ответственность должны будут взять на себя местные бюджеты.
- То есть это всегда решение местной администрации - нужно ли поддерживать телефонную службу?
- Да. Дать денег на информацию или нет. Многие в регионах не понимают, что это на самом деле организация доступа ребенка к неотложной психологической помощи.
Дети из сельской местности только с введением единого номера получили возможность дозвониться на телефон доверия. Раньше они лишь за свои деньги могли звонить. А это же междугородний разговор, долго не поговоришь, да и родители контролируют счета детей. После открытия единого бесплатного номера количество звонков увеличилось в несколько раз.
- Какая, на ваш взгляд, самая серьезная проблема в организации телефона доверия в России?
- Это отсутствие стабильной рекламы. Случалось, что в дни, когда проходила реклама по телевидению, наши консультанты за 12 часов получали более 100 звонков. И мы понимали, что еще 500 детей как минимум не дозвонились. Большая популярность всплесками - это плохо.
- А что мешает на федеральных каналах давать этот номер постоянно?
- Как социальная реклама - он должен даваться бесплатно, и это может регулировать только руководство канала. С центральными каналами о регулярной рекламе единого телефона доверия пока не удалось договориться.
В 2010 году проходила общенациональная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми. Кампания закончилась, и реклама телефонов доверия ушла с каналов.
К сожалению, в обществе нет понимания важности распространения этого телефона. А телефон доверия - это зачастую спасение жизни ребенка, ощущение надежности для него, уверенность, что общество его защитит.
- К телефону доверия, по моему наблюдению, отношение неоднозначное. Администрация школ, например, не стремится к тому, чтобы его популяризировать.
- Эти опасения излишни: дети ведь не называют ни номер школы, ни имен преподавателей, с которыми возник конфликт, не сообщают свои данные. Дети говорят о своей ситуации, а не об адресах. Ребенок не жалобу подает, он просит помощи.
- Родитель сам должен говорить ребенку об этом номере?
-На мой взгляд, да, потому что телефон доверия обеспечивает безопасность ребенка.
источник Новая газета