Алексинский, Щёкинский, Узловский районы, Новомосковск и Тула стали в 2013 году лидерами по числу обращений их жителей в Государственную жилищную инспекцию региона. Это надзорный орган, который, по словам его руководителя Элеоноры Шевченко, отслеживает соблюдение законности между всеми участниками жилищных правоотношений - квартиросъёмщиками, управляющими компаниями, подрядчиками, об это сообщила накануне "Новомосковская правда".
Основное внимание, призналась Шевченко, уделяется управляющим компаниям. «Их у нас в регионе насчитывается около 140, - сказала чиновница, - и, если хоть одна не будет обеспечивать должную подачу воды или тепла, вывозить мусор, убирать территорию, производить текущий ремонт в подъездах, мы обязаны вмешаться. Разумеется, если поступят заявления от жителей».
Большое число жалоб и обращений из «стабильной пятёрки» является закономерностью, уверена Шевченко, поскольку именно в этих муниципальных образованиях больше всего многоквартирных домов и, соответственно, работает по несколько управляющих компаний, а, значит, к каждой из них есть претензии жителей. Вместе с тем, наблюдается и такой парадокс: в некоторых районах, где есть всего одна УК, жители порой не знают о существовании государственной жилищной инспекции. То есть, проблемы существуют, а как их решать, люди не знают. По статистике за 2013 год, например, из Плавского района было меньше всего обращений и жалоб, но проблем оказалось значительное количество. Выяснилось это только после встречи губернатора Владимира Груздева с населением. Сотрудникам ГЖИ пришлось выезжать с разъяснениями, рассказывать жителям об их правах в отношениях с управляющими компаниями. Объяснять представителям самой УК, что и как они должны делать.
Задача повышения качества жилищно-коммунальных услуг поставлена в майском указе Президента. И государство наделило инспекцию достаточно большими полномочиями. Основные же формы контроля за управляющими компаниями - плановые и внеплановые проверки по заявлениям жителей. «Мы подтверждаем или опровергаем наличие проблемы, выставляем предписание компании. Если она его не исполняет, накладываем штраф. Кстати, требования жилищной инспекции не исполняются лишь в одном случае из ста, и за прошедший год УК после нашего вмешательства произвели различных работ на сумму около 60 миллионов рублей», - рассказала Шевченко.
Используются различные меры реагирования. В ряде случаев хватает убедительного разговора с руководителем компании. Если это не помогает, выдаётся предписание, затем выписываются штрафы. Кстати, они могут колебаться от 40 до 300 тысяч рублей в зависимости от характера нарушений. Государство дало жилищной инспекции ещё и такое полномочие, как дисквалификация руководителя УК.
По законодательству ГЖИ осуществляет прямые проверки самостоятельно, но достаточно хорошо налажена связь с прокуратурой. Активно начинают работать с инспекцией и муниципалитеты. Подписаны соглашения ГЖИ с органами местного самоуправления всех районов Тульской области. Теперь структуры муниципального жилищного контроля могут отслеживать техническое состояние жилфонда, соблюдение договорных отношений, а уже на основании этих материалов и налагаются штрафы на управляющие компании.
В 2014 году цель у Государственной жилищной инспекции остаётся прежней - надзор за деятельностью УК. Большая работа планируется по подготовке жителей к участию в программе капитального ремонта многоквартирных домов. ГЖИ получила возможность следить за формированием фондов капитального ремонта, а чуть позже добавится ещё одно полномочие - контроль роста платежей за коммунальные услуги. «Нашей задачей будет добиваться, чтобы он не превышал индексов, которые устанавливаются на уровне региона», - сообщила Элеонора Шевченко.