В прошлом году сообщалось о том, что профессор НИ РХТУ им. Д. И. Менделеева В. И. Седугин подарил Центральной городской библиотеке пять своих исторических романов: «Князь Кий, основатель Киева», «Князь Рюрик», «Князь Игорь», «Аскольд и Дир» и «Владимир Мономах».
Недавно Василий Седугин принес в нашу библиотеку еще шесть романов, тоже посвященных истории Древней Руси. Все они вышли в Москве, в издательствах «Эксмо» и «Вече».
В романе «Князь Гостомысл, славянский дед Рюрика» рассказывается о том, что, вопреки пресловутой «норманнской теории», история Русского государства началась вовсе не с Рюрика, а гораздо – гораздо! – раньше. Летописи повествуют, что Новгородом испокон веков правили князья из рода Словена – Вандал, Избор, Владимир, Столпосвят, Буривой и, наконец, Гостомысл, внуком которого был легендарный Рюрик.
Величайший властитель «доисторической» Руси князь Гостомысл прожил долгую и трудную жизнь, в которой было все – варяжский плен и побег из рабства, дальние морские походы с дружинами славянских викингов и борьба с норманнами, захватившими Новгород, беспощадная война против саксов и великая победа над хазарами, которая обошлась слишком дорого, - в этой сече пали сыновья Гостомысла, и старый князь остался последним в роду, правившим Новгородом не одно столетие. Но его дочь Умила, выданная замуж в братское славянское племя бодричей, родила Гостомыслу внука Рерика (Рюрика), которому суждено было продолжить дело незабвенного деда, объединить Русскую землю и подарить ей великое будущее.
Конец IX века. Эпоха славных походов викингов. С юности готовился к ним варяжский вождь Олег. И, наконец, его мечта сбылась: вместе со знаменитым ярлом Гастингом он совершает нападения на Францию, Испанию и Италию, штурмует Париж и Севилью. Суда норманнов берут курс на Вечный город – Рим …
Вернувшись из набега в Европу, Олег собирает ватагу викингов и захватывает славянский город Вологду, обкладывает местное население данью. Он намеревается пробиться в легендарную Бармию, которая богата ценной пушниной, однако славяне восстают и прогоняют его.
Но Олег возвращается на Русь, на этот раз с внуком князя Гостомысла Рюриком и помогает ему захватить Новгород. После смерти Рюрика Олег восходит на новгородский престол, изгоняет из Киева князей Аскольда и Дира, одерживает победу над Хазарским каганатом и прославляет себя походом на Царьград. Народ князя Олега назвал «Вещим».
Роман «Святополк Окаянный, проклятый князь» повествует трагическую историю самого ославленного, проклятого и «окаянного» из всех русских князей. На его имени лежит позорное клеймо изменника и братоубийцы. Его проклинают летописцы и Церковь. В истории Древней Руси нет более ненавистного князя, чем Святополк Окаянный, объявленный «Иудой» и «Каином» за убийство своих братьев – первых русских святых Бориса и Глеба.
Нелюбимый сын Владимира Святого, получивший в удел захолустное княжество, Святополк не смирился с судьбой, и в борьбе за власть не брезговал ничем – ни заговорами, ни предательством, ни деньгами еврейских ростовщиков, ни помощью заклятых врагов Руси – степняков и ляхов. Он и умер где-то между Польшей и Чехией, проиграв решающую битву брату Ярославу (будущему Ярославу Мудрому), а современники сочли эту безвременную смерть (Святополку было едва за сорок) Божьей карой.
Герой романа «Мстислав Великий» был последним князем Единой Руси. Под его властью Русская Земля достигла пика своего величия и могущества, а Киев стал первым городом Европы. Старший сын Владимира Мономаха Мстислав, унаследовавший Великий стол после отца, железной рукой пресекал степные набеги и распри удельных князей, готовых растащить Русь на части. Подобно Атланту, он сорок лет держал на своих плечах Русскую Землю, посмев пойти против течения времени и совершив невозможное – хотя бы на время отсрочить трагедию феодальной раздробленности. Пока он был жив, Русь оставалась единой, неделимой, непобедимой – и лишь после его кончины распалась на враждующие княжества, погрузившись во мрак междоусобиц и братоубийства. А князь Мстислав оставил по себе столь добрую память, что единственного из всех его продолжали звать «Великим» даже после смерти.
Роман «Андрей Боголюбский» повествует о середине XII века, когда Русь опускается в ад феодальной раздробленности, раздоров и междоусобиц. Князья беспощадно борются за власть, не брезгуя ни изменой, ни помощью «поганых», ни братоубийством, предав родную землю огню и мечу, и сами умывшись кровью.
Не минула эта чаша и Андрея Боголюбского. Сын Юрия Долгорукого, выделявшийся ратной удалью даже среди бесстрашных Рюриковичей («Андрей любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем»), строитель Успенского собора во Владимире и церкви Покрова на Нерли, при других обстоятельствах он мог бы стать одним из лучших князей Древней Руси, но «прославился» не возведением храмов и мудрым правлением, а жесточайшим погромом Киева, от которого «мать городов русских» не оправилась даже век спустя, и закончил жизнь горько и страшно – зарезанный в собственной опочивальне изменниками – боярами…
О герое романа «Всеволод Большое Гнездо» читаем мы в «Слове о полку Игореве»: «Волгу может веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать». Последний князь домонгольской Руси, он был десятым сыном Юрия Долгорукого. Еще в детстве был изгнан своим братом Андреем Боголюбским и семь лет прожил при императорском дворце в Константинополе, познав военное искусство византийской армии, на тот момент лучшей в мире, и тайны непревзойденной цареградской дипломатии. Все эти навыки пригодились ему по возвращении на Русь. Искусный политик и талантливый полководец, Всеволод Большое Гнездо одержал победу в борьбе за власть, усмирив смуту и приведя князей к повиновению. А свое почетное прозвище получил не только за многодетность (у него было восемь сыновей и четыре дочери), но и за отеческую заботу о Земле Русской – ведь именно при нем, Владимире, – Суздальская Русь достигла пика своего могущества и процветания.
Хочется отметить в заключении, что романы В. И. Седугина читаются на одном дыхании. Они историчны, сюжеты их увлекательны, а герои обрисованы живо и интересно. Познакомиться с книгами В. И. Седугина можно в отделе краеведения центральной городской библиотеки.*