Погода сегодня

Днем 0° ночью 0°

Завтра 0°

Курсы валют

USD 99.422 0

EURO 106.304 0

12+

Вторник, 10 декабря 2024 г.
Политика Общество Экономика Происшествия Культура Спорт Слухи Бизнес
Полная версия сайта

Опрос

По данным Туластата средняя зарплата в Тульской области составляет 73673 рубля. Скажите, а Вы получаете больше или меньше этой суммы?
4%
94%
3%

Точка зрения

Архив рубрики

Мы VKontakte


Рубрика: Происшествия

Рецепт один: повесьте трубку

30 ноября 2024 18:09
Фото: кадр из видео

Очередной прямой эфир на своей страничке в «ВК» глава администрации города Руслан Бутов провел вместе с начальником отдела МВД России по Новомосковску Романом Чаусовым.  Почему на этот раз сложился такой тандем, стало понятно, когда Руслан Владимирович назвал тему эфира - «Осторожно, мошенники!». С мошенниками, разными способами выманивающими у людей деньги, силовые структуры сегодня борются, что называется, «на постоянной основе». Жертвами телефонных обманщиков  становятся земляки независимо от  возраста и профессиональной подготовки.

Руслан Владимирович фактически провел интервью на злободневную тему. Конечно, в газете мы публикуем лишь часть почти часового разговора. Надеемся, что новомосковцы внимательно почитают публикацию и сделают для себя полезные выводы. 

Руслан Бутов: - С мошенниками каждый из нас сталкивался так или иначе. Но ситуация, которая сложилась на сегодняшний день, поменялась: это уже не просто мошенники, а серьезная слаженная система. Жертвой их может стать каждый. И конечно, самая эффективная мера против них – это информирование граждан.

Роман Чаусов: - Спасибо за возможность использования этой площадки  для дополнительного доведения каких-то определенных алгоритмов и ориентирования населения при этой угрозе. Забегая вперед, выражаю благодарность  за содействие и помощь администрации муниципального образования  в борьбе с этим, назовем так, «общественным недугом». Ситуация, можно сказать, носит уже критический характер. В целом, если брать город Новомосковск, то представьте: за  истекший период 2024 года зарегистрировано 328 преступлений в так называемой IT-сфере, то есть это мошенничество и кражи с банковских счетов. Практически одно преступление  в день мы регистрируем. Только за неделю, я считаю, ужасающая цифра: позавчера зарегистрировано 5  мошенничеств за сутки,  вчера – 3 и сегодня  - 2. До конца года эта цифра вырастет в разы.

Если говорить об ущербе, нанесенном преступниками, то представьте: жителями Новомосковска перечислено 143 725 050 рублей. То есть наши жители добровольно  расстались практически почти со 150 млн рублей!

В результате работы полиции за это же время пресечена попытка перевода денежных средств мошенникам на общую сумму 32 800 000 рублей – цифра, конечно, меньше потерянной, но я рассажу, как это происходило. Есть даже курьезные случаи, притом что дело в целом серьезное. Поэтому хотелось бы призвать наших земляков к бдительности. 

Р.Б.: - Каковы сегодня самые основные схемы мошенничества?

Р.Ч.: - Начнем с причины. Большая часть мошенничеств совершается с территории одного из государств - это иностранная юрисдикция, иностранные IP-адреса, и как правило это системная преступность. То есть это уже не «украл – выпил – в тюрьму» или наоборот, а действуют высокоподготовленные, хорошие психологи при отлично выстроенной  иерархии. Допустим, если мы говорим об обзвонах, - есть низовое звено мошенников, которые просто обзванивают людей по номерам телефонов. При этом если одна из потенциальных жертв разговор завершает, второй - тоже, третий, то четвертый, допустим, откликнулся, разговор поддержал, и тогда его переключают соответственно уже на более высококвалифицированного мошенника, который обладает какими-то аналитическими, психологическими   навыками – умеет поддержать разговор.  Кроме этого, используется, как сейчас называют, интерактивная схема, то есть, например, переключают на видеозвонок. И если там кто-то представляется, допустим, сотрудником каких-либо правоохранительных органов, то у него практически съемочная студия: служебный кабинет, на стене портреты государственных деятелей, флаг, на столе телефон – вся атрибутика ответственного сотрудника. Этот псевдосотрудник одет в форму, убедительно рассказывает несуществующие вещи для того, чтобы человек перевел деньги. И человек переводит. Рецепт  в таком случае, пожалуй, один для всех, и пусть он будет звучать как лозунг: «Повесь трубку!» Не надо вообще  вести какой-либо разговор с позвонившим.  Потому что можно долго и упорно объяснять нашим  людям, как надо вести диалог, они все равно попадутся на эту «удочку».

 Такие преступления архисложно раскрывать, их всегда проще предотвратить. Мы можем быть сколько угодно успешными в борьбе с грабежами, убийствами, изнасилованиями, кражами и другими видами преступлений, но в этих ситуациях часто бываем бессильны: поехать для задержания преступника в командировку в другое государство невозможно.  Хотя это не говорит о том, что такие преступления никогда не будут раскрыты. Срок давности по данному виду преступлений внушительный. Думаю, что в перспективе все поменяется и в будущем у наших сотрудников будут командировки и будут громкие задержания. Нераскрываемых преступлений не бывает, в том числе и этих. Но пока возврат денежных средств – это большой вопрос.

Для предупреждения преступлений мы применяем разное информирование. Любопытные граждане, думаю, видели на обратной стороне счетов за коммунальные платежи, такие предупреждения.  

 Расскажу пару курьезных случаев, которых на самом деле, безусловно, больше.

Сотрудник полиции находился в одном из кредитно-финансовых учреждений. Пришел туда мужчина, вел себя странно, явно был напуган и пытался снять денежные средства внушительной суммы – несколько миллионов. Сотрудник полиции его доставил в органы внутренних дел, ему там объяснили, что к нему обратились мошенники, что работники правоохранительных органов не обзванивают потерпевших и уж точно не предлагают переводить никакие денежные средства ни под каким предлогом. Мужчина сказал, что все понял, через час покинул здание и еще через час осуществил перевод денежных средств. То есть он поверил вымышленным «сотрудникам» полиции, которые ему звонили, и не поверил настоящим. А когда «прозрел» через 2 дня, пришел заявлять о том, что стал жертвой мошенничества.

Второй пример. В другом  кредитно-финансовом учреждении мужчина пытался осуществить снятие  денежных средств для перевода. Псевдоработники псевдоорганов ему об этом наговорили, и он действовал по их инструкции, что нужно делать. Соответственно он был задержан, доставлен в госорган. И представьте: в кабинете перед ним сидит следователь в форме, но происходит звонок, псевдоследователь по телефону ему говорит, что это, мол, перед вами следователь не настоящий  - верьте мне! И человек пытается покинуть кабинет, причем – со скандалом, чтобы все-таки перевести  деньги. Пришлось изымать у него телефон  для того, чтобы не дать ему это сделать. И в этом случае преступления не было совершено.

Р.Б.: - То есть какого-то рецепта, максимально эффективного, не существует?

 Р.Ч.: - Единственный: воспитывать в себе критичное отношение к окружающим и уж тем более к звонкам. Сейчас распространился новый вид мошенничества. Звонящий представляется, например, работником «ПромЭнергоСбыта», то есть  реальной компании в Новомосковске, и объясняет, что появилась новая программа, которая дистанционно будет передавать в компанию показания  счетчика электроэнергии. Но для этого надо установить программу. Дальше человек-жертва действует по инструкции – устанавливает эту программу, а фактически это программа дистанционного, удаленного доступа к средствам связи и соответственно – к счетам. Преступник получает установки этой программы, доступ к телефону и соответственно   - ко всем банковским приложениям и ко всему остальному. Повторюсь, что ко всем звонкам  надо относиться критично. Государство делает много для того, чтобы  граждане не становились жертвами, во всяком случае, иностранных мошенников, потому что сейчас затруднены оттуда звонки. Но преступники  используют мессенджеры - Ватсап, Телеграм, Вайбер. Я также периодически получаю  аналогичные звонки, но давно воспитал в себе критичное отношение, поэтому уверен, что не стану жертвой, во всяком случае, телефонных мошенников. И опять же, при критичном подходе и внимательном отношении, если вы видите чужой номер  – где-то уже должна сработать мысль, что это, возможно, меня хотят  обмануть. Если вам звонят, и это не друг, не брат,  не сват – неизвестный вам человек, -  и представляется, что он от имени какой-то организации, надо немедленно завершить разговор. Можно перезвонить этой организации   - в интернете есть номера, чтобы задать вопрос, устанавливаются ли у них какие-то приложения или не устанавливаются. Я пока не слышал, чтобы кто-то какие-то приложения создавал для удаленного доступа - это все работа мошенников. А если звонок поступает ночью и там представляются, что это ресуроснабжающая организация, можно набрать номер 112 и уточнить информацию или сразу - в дежурную часть ОМВД.

Р.Б.: - Но, наверное, еще страшнее, когда идут подменные номера? У меня был такой случай: мне позвонил один из моих руководителей - высветилась его фамилия, хотя это был не он, то есть была подмена номера, и меня пытались убедить передать данные карты. Такие случаи тоже бывают?

Р.Ч.: - Такое носит  достаточно массовый характер. Но здесь произнесу второй лозунг: «Никому никакие пароли сообщать нельзя!»  Ни друзьям, ни знакомым и даже иногда родственникам нельзя сообщать коды, которые приходят в ответ на какие-то ваши действия. Повторюсь: представители банков никогда не обзванивают клиентов! Не сообщают, что вы стали жертвой мошенников - это точно сами мошенники!

Подготовила Нина ЩЕРБАТЫХ/Новомосковская Правда

Самые интересные новости за день в нашем Telegram Перейти в Telegram

Разместить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий

Войти с помощью соцсетей

Комментарии