Погода сегодня

Днем 0° ночью 0°

Завтра 0°

Курсы валют

USD 87.781 −0.2401

EURO 95.759 −0.278

12+

Вторник, 23 июля 2024 г.
Политика Общество Экономика Происшествия Культура Спорт Слухи Бизнес
Полная версия сайта

Опрос

На сколько месяцев жизни хватит Ваших сбережений?
17%
10%
4%
6%
63%

Точка зрения

Архив рубрики

Мы VKontakte


Рубрика: Экономика

Почему в Тульской области дорожает бензин?

14 сентября 2023 11:33
Фото: Новомосковск сегодня

Уже несколько месяцев россияне сообщают о нехватке бензина и дизеля. В начале сентября сообщения начали поступать из Крыма. Затем к жалобам подключились аграрии юга России. Фермерам из Краснодарского края и Ростовской области перестало хватать солярки для заправки своих комбайнов.

В начале текущей недели проблема дефицита и роста цен на топливо докатилась и до Тульской области. Сейчас  95-й бензин в регионе продается по 61 – 65 рублей за литр, причем, на некоторых заправках единовременно могут залить не больше 20 литров. Что касается дизеля, то по целому ряду заправок его нет совсем, либо он отпускается строго по талонам.

По оценкам аналитиков с начала года Аи‑95 подорожал на бирже на 74%, Аи-92 — на 76%, дизель — на 58%. На АЗС бензин, в среднем, подорожал на 7,7%, дизтопливо — на 5,5% при официальном уровне инфляции в 3,7%.

Ранее Минсельхоз предлагал закрыть экспорт нефтепродуктов, но именно попытки решить рыночные проблемы запретами довели одного из крупнейших в мире экспортеров нефти до дефицита топлива внутри страны. Произошло примерно следующее.

Власти запретили ценам расти. В 2018 году бензин в России дорожал в два раза быстрее всего остального. Тогда власти поставили цены под контроль через так называемый топливный демпфер. Если за границей топливо дороже, чем в России, бюджет доплачивает нефтяникам за поставки на внутренний рынок. В итоге попытка обхитрить рынок заложила бомбу замедленного действия — в прошлом году компенсации обошлись бюджету в 2,2 трлн рублей — почти пятую часть нефтегазовых сверхдоходов (11,6 трлн рублей).

Потом власти подняли цены своими руками. После начала СВО Минфин предложил уменьшить доплату вдвое, чтобы сэкономить бюджету около 30 млрд рублей в месяц. Сразу после этого цена топлива начала расти. ФАС начал следить, чтобы нефтяники не повышали розничные цены, теперь некоторые АЗС работают в убыток.

Механизм искусственного ограничения цен оказался слишком сложным и начал давать сбои. Компенсации предполагали, что если биржевая цена бензина или дизеля более чем на 20% превышает установленный на год уровень, то выплаты из бюджета отменяются. Если цены растут, и компании уверены, что «потолок» вскоре будет пробит и все лишатся выплат из бюджета, то им нет смысла продавать внутри 20%-го коридора, а лучше дождаться еще более высокой цены. То, что должно было сдерживать цены, усилило их рост и создало предпосылки для дефицита.

В первую очередь эта проблема коснулась мелких сетей, состоящих из нескольких заправок. Именно поэтому и возник дефицит и рост цен на таких представленных в Новомосковске сетях как «ТНБ», «Драйв», «НВ-Ойл» или «Gt Ultima». Заправки, входящие в крупные федеральные сети, так «Газпром», «Лукойл» или «Роснефть» пока еще сдерживают цены, однако сколько это сможет продолжаться пока неизвестно.

Также причины роста цен на топливо, как отмечают эксперты, носят сезонный характер. Во-первых, это рост спроса на дизельное топливо со стороны сельскохозяйственных потребителей, что объясняется сезоном уборки урожая. По словам экспертов, нефтеперерабатывающие заводы были к этому готовы и переориентировали производство на выпуск именно дизельного топлива. Это затронуло и рынок бензина, выпуск которого пришлось сократить, что стало поводом для роста цен.

Вторая сезонная причина по мнению экспертов — это сезон отпусков и связанный с этим рост спроса на топливо со стороны автомобилистов. Рост спроса всегда ведет к повышению цен, отмечают специалисты.

Наконец, эксперты напоминают, что лето, а точнее конец летнего периода традиционно являются периодом, когда нефтеперерабатывающие заводы приостанавливают производство для плановых ремонтов и обслуживания оборудования. Это означает, что объемы выпуска топлива снижаются. Есть и другие причины роста цен на автомобильное горючее.

Свою роль на рост цен, отмечается, сыграло ослабление курса рубля, что сделало экспорт топлива за рубеж более привлекательным, нежели его продажу на внутреннем рынке.

Кроме того, с 1 сентября уменьшился размер налогового вычета для нефтяных компаний при продаже топлива на территории России, что сделало его вывоз еще более привлекательным.

Наконец, большинство экспертов сходятся во мнении, что свое влияние оказал и рост цен на нефть. Так баррель нефти марки Brent 31 мая стоил всего 72,9 доллара, а сейчас его цена выросла до 90,4 долларов.

На проблему бензина уже публично отреагировал Владимир Путин, который возложил вину за произошедшее на правительство. Глава государства отметил, что кабинет министров  уже занимается проблемой роста цен на бензин.

«Были приняты соответствующие решения, как известно, но не так давно, чтобы удерживать паритет между ценами внешнего рынка и внутреннего рынка, потом эти механизмы были отменены. Ну, правительство не среагировало своевременно на изменения на мировом рынке в связи с ростом цен на нефть», — заявил глава государства. Путин заявил, что «в целом» производители и правительство договорились, как действовать по этому вопросу.

Самые интересные новости за день в нашем Telegram Перейти в Telegram

Разместить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий

Войти с помощью соцсетей

Комментарии