Погода сегодня

Днем 0° ночью 0°

Завтра 0°

Курсы валют

USD 92.263 −0.3291

EURO 99.706 −0.5647

12+

Пятница, 29 марта 2024 г.
Политика Общество Экономика Происшествия Культура Спорт Слухи Бизнес
Полная версия сайта

Опрос

В какие учреждения здравоохранения Вы чаще обращаетесь за медицинской помощью?
8%
17%
61%
12%
2%

Точка зрения

Архив рубрики

Мы VKontakte


Рубрика: Летопись истории города

Герои новомосковцы: Ирина Себрова

04 мая 2023 19:01
Фото: nmosk.ru

Ирина Себрова родилась в 1914 году в деревне Тетяковка Новомосковского района Тульской области в крестьянской семье. В 1929 году выехала в Москву, где училась в школе ФЗУ. В 1938 году окончила аэроклуб Бауманского района, а в 1940 году — Херсонское авиационное училище. Во время Великой Отечественной войны сражалась в составе авиационного Таманского полка ночных бомбардировщиков. Звание Героя Советского Союза присвоено 23 февраля 1945 года. В 1948 году уволена в запас.

Авиационный полк легких ночных бомбардировщиков, командиром которого была Евдокия Бершанская, состоял сплошь из девушек-летчиц. Одним из звеньев боевых самолетов командовала скромная, но волевая коммунистка Ирина Себрова.

Когда началась Великая Отечественная война, Себрова подала рапорт об отправке на фронт. Куда только не бросала судьба Ирину! Она воевала на Северном Кавказе и на Кубани, на Таманском и Крымском полуостровах, в Белоруссии и на Украине, в Польше и в самом логове врага — гитлеровской Германии. За годы войны совершила 1008 боевых вылетов, обрушив на голову врага десятки тысяч килограммов фугасных, осколочных и зажигательных бомб.

Нередко машина, пилотируемая Себровой, попадала в чрезвычайно опасные ситуации.

Так было в темную весеннюю ночь 1943 года на Кубани. Ирина вылетела на бомбежку крупных вражеских объектов в районе станицы Крымская. На подходе к цели самолет обнаружили немецкие зенитчики. Яркие лучи прожекторов кинжалами пронзили небо, скрестились, ослепив летчицу. Разрывы снарядов, тысячи трассирующих пуль создали, казалось, непроходимую зону смерти. Но Себрова была опытная и расчетливо дерзкая летчица. Умело маневрируя, она то резко бросала машину на крыло, то взмывала выше, пока, наконец, не вышла за полосу недосягаемости.

Однако на борту оставался бомбовый груз. Его надо во что бы то ни стало доставить по назначению. Набрав большую высоту, Ирина выключила мотор и на планирующем полете достигла объекта. Один, другой, третий… десятый взрыв. Задание было выполнено на «отлично».

Много смертельно опасных ночей было у Ирины и ее боевых подруг. Об одной из них рассказывает она так: «В ночь 12 ноября совершила семь боевых вылетов, бомбила технику противника на западной окраине Керчи. Под утро мы со штурманом Ниной Реуцкой возвращались с шестого полета. Скоро должен был наступить рассвет, и мы рассчитывали, что больше уже не полетим в эту ночь. Мы порядком устали, хотели спать. Полеты были напряженными. Но получилось иначе. Когда мы доложили о выполнении задания, командир полка сказал озабоченно:

— Товарищ Себрова, может быть, успеете до рассвета сделать еще один вылет? Армия просит нанести побольше ударов. Ваш самолет — последний.

Не рассуждая, мы быстро собрались снова в полет. Нужно было спешить: на востоке небо начинало светлеть. Под нами Керченский пролив. Берег Крыма. Населенные пункты Маяк, Баксан,Аджи-Мушкай... Наконец — Керчь.

Мы над целью. Высота 700 метров. Маловато. Но набирать больше не хватало времени: начинался рассвет.

Заходим для бомбометания с севера. Выдерживаю боевой курс. Нина прицеливается, бомбит. Немцы начали обстрел уже после того, как бомбы были сброшены. Видимо, не ждали такого позднего вылета.

Мы уходим на восток. Наш самолет, конечно, хорошо виден на фоне светлого неба.

Поэтому зенитки стреляют точно. Нервы напряжены. Сейчас одна задача: выйти из обстрела. Почему-то уверена: что-то случится. И действительно, в моторе появляется стук, я слышу перебои в его работе. Высота падает. Да, стреляют точно...

Наконец обстрел прекратился. Стало тихо. Совсем тихо.

Мотор молчал. И я услышала, как непривычно громко затикали часы на приборной доске...

Планируя, мы пересекли линию фронта.

— Будем садиться, — сказала я Нине как можно спокойнее.

- Приготовься.

Мы обе внимательно разглядывали землю, темневшую под нами. Ниночке, совсем еще юной девушке и молодому штурману, никогда не приходилось идти на вынужденную. И я не стала ее пугать.

Так и не выбрав площадки для посадки, мы снижались куда-то на небольшой кусок израненной крымской земли, который держали наши войска на Керченском полуострове.

Мы снижались, а на горизонте и по бокам вырастали горы, и казалось, что самолет опускается в глубокий колодец.

Последние метры высоты. Спереди надвигается черная масса... Неужели вражеская?...Небольшая пробежка. Резкий разворот — и самолет становится на нос. Правое колесо попало в воронку, и это нас спасло.

Откуда-то подъехала машина. Из нее выскочили два солдата, подбежали к нам. Увидели, что мы вылезаем из самолета, спросили, не ранены ли, показали направление к пристани и уехали. На ходу крикнули

— Не задерживайтесь! Скоро бомбежка!

Мы осмотрелись вокруг. Уже почти совсем рассвело. То, что мы увидели, поразило нас. Нам просто повезло с посадкой. Рядом с самолетом лежал на боку танк со свастикой, впереди были танковые заграждения, справа — телеграфные столбы, чуть подальше — разбитый истребитель...

Захватив с собой спасательные жилеты, которые выдавали нам на случай падения в море, мы пошли к берегу. Комендант пристани пристроил нас на переполненный катер, который готовился к отплытию на Большую землю...»

Подобных ночей в боевой биографии Себровой — coтни.

Такова эта русская женщина, чье мужество по своему величию стоит в одном ряду с самоотверженностью тех советский людей, которые совершили самые высокие подвиги.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» командиру звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка гвардии старшему лейтенанту Себровой Ирине Фёдоровне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4856).

С 1948 года старший лейтенант И. Ф. Себрова в запасе, а затем в отставке. Работала в Московском авиационном институте. Жила в городе-герое Москве. Умерла 5 апреля 2000 года. Похоронена на кладбище «Ракитки». 

В память о бесстрашной летчице названа одна из улиц села Гремячее. В музее Гремячевской школы основана экспозиция, посвящённая И. Ф. Себровой.

В средней школе № 213 города Москвы имеется музей Боевой славы 46-го гвардейского Таманского орденов Красного Знамени и Суворова III степени ночного легкобомбардировочного женского полка.

По материалам nmosk.ru

 

 

Самые интересные новости за день в нашем Telegram Перейти в Telegram

Разместить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий

Войти с помощью соцсетей

Комментарии