Погода сегодня

Днем 0° ночью 0°

Завтра 0°

Курсы валют

USD 94.324 +0.25

EURO 100.279 +0.3446

12+

Пятница, 19 апреля 2024 г.
Политика Общество Экономика Происшествия Культура Спорт Слухи Бизнес
Полная версия сайта

Опрос

В какие учреждения здравоохранения Вы чаще обращаетесь за медицинской помощью?
7%
17%
62%
12%
2%

Точка зрения

Архив рубрики

Мы VKontakte


Рубрика: Летопись истории города

О том, что было, не забудем…

05 декабря 2021 12:00

За ратную доблесть и героизм, проявленные защитниками Отечества в ходе ожесточенных сражений, Указом губернатора от 25 февраля 2021 года нашему городу присвоено почетное звание Тульской области «Город воинской доблести». В связи с этим и в преддверии 80-летия со дня освобождения Новомосковска от немецко-фашистских захватчиков архивный отдел муниципальной администрации на основе воспоминаний очевидцев подготовил очень интересный материал о событиях 1941 года в нашем городе.

С каждым годом все меньше остается тех, кто пережил эту страшную войну, кто помнит те далекие дни, поэтому так ценны их рассказы о нелегких, но переломных для нашей страны днях.

 

Вспоминает участник обороны Сталиногорска, бывший артиллерист, Ф. Леонов: «Батареи нашего зенитного дивизиона размещались так: одна в Коопхозном поселке, другая у деревни Урусуво, а наша третья – между деревней Черная Грязь и поселком Шат - плотины. Они образовали собой как бы подкову, охватывающую химкомбинат. Фашистским громилам, к чести зенитчиков, так и не удалось сбросить на городские предприятия ни одной бомбы. Правда, в один из налетов они повредили угол здания почты, подожгли барачный поселок химкомбината. Мы тоже в долгу не остались. Как-то с наблюдательного пункта сообщили: «В сторону химкомбината на высоте 400-500 метров летят немецкие бомбардировщики». Расчеты заняли свои места. Раздается команда: «Огонь!». Снаряд за снарядом слали по врагу зенитчики. Один самолет охвачен пламенем, немецкий летчик спускается на парашюте. Приземлился. Его преследуют прохоровские колхозники. Отстреливается. Последнюю пулю пустил себе в лоб…».

 

Из воспоминаний шофера «скорой помощи» Сталиногорской городской больницы А. Кошталева: «Навсегда запомнился мне тот ноябрьский день. В больнице мы находились вдвоем с главным врачом А.Н. Оглоблиным. Он держал связь с Маклецом по телефону, я – при машине. «Срочно выезжай на Мошок, – дает мне указание Андрей Николаевич. – Там появились раненые». И предупреждает: телефонная связь с минуты на минуту прервется, сотрудники больницы распущены по домам. Никаких дополнительных указаний не жди, действуй самостоятельно.

Маклец уже занят врагом. В крайнем доме деревни Мошок – раненые танкисты. Тут уж я действовал один - и за шофера, и за санитара.

– И откуда ты, браток, на наше счастье взялся, - говорили бойцы. – Нас, танкистов, вражина на месте добивает. Да и то сказать – и мы пощады не даем. А тут ты со своей «санитаркой». Вроде из гражданских будешь?

На обратном пути из Мошка одна мина рванула рядом. Капот сорвало, и мотор заглох. «Не бойтесь, ребята, все будет хорошо!», – кричу раненым. А сам – к мотору. Никогда бы за такой короткий срок не сделал того, что успел теперь, когда опасность подстегивала. Облегченно вздохнул, когда мотор завелся.

Подъезжаю к фенольному заводу, а тут «пробка»: вся дорога забита отступающими войсками. Открываю дверцу машины и кричу: «Пропустите, раненых везу!» Потеснилась колонна, а я впритирочку левой стороной по обочине. Успел-таки к последнему санитарному поезду».

 

Журналист К. Разин в своей статье писал: «Днем и ночью (рабочие перешли на казарменное положение) со всевозрастающими темпами велся демонтаж промышленного оборудования. Один железнодорожный эшелон за другим уходили на восток. Тем же маршрутом вывозили хлеб из государственных хранилищ. «Своим ходом» по разбитым в конец глухим проселкам продвигались гурты скота. Ничего не оставим врагу! Уходили со слезами шахтеры, химики, энергетики. Уходили со словами: мы еще вернемся!»

 

Из воспоминаний заведующего военным отделом горкома партии Ф. Сорокина: «С подходом немецко-фашистских войск к Сталиногорску по указанию Тульского обкома ВКП (б) в городе была создана подпольная молодежная организация «Смерть фашизму!» Тогда же я получил задание – подобрать для нее руководителя. Предложил кандидатуру Михаила Степановича Серафимовича. Бюро горкома ВКП (б) согласилось со мной».

 

Подпольная организация состояла из молодежи Заводского района Сталиногорска в составе 20 человек. Совсем молодые, недавние школьники, взяли в руки оружие.

25 ноября 1941 года была предпринята первая боевая операция. Подпольщики попытались взорвать железнодорожный мост через реку Шат на перегоне Маклец - Грицово. Группа была обнаружена охраной. Завязался бой. Патриоты сумели отойти без потерь. На этом перегоне подорвали около ста метров железнодорожного полотна, остановили движение вражеских эшелонов на целые сутки. Юные мстители не давали покоя оккупантам. Особенно дерзкую операцию провели в ночь на 27 ноября 1941 года на станции Маклец. Незаметно подобрались к немецким танкам и забросали их гранатами. Два танка сразу вспыхнули. Огнем из стрелкового оружия были уничтожены вражеский офицер и солдат. 29 ноября Василий Анискин на улице Оборонной Заводского района из засады наповал уложил немецкого патрульного.

К сожалению, не всем юным героям суждено было встретить Победу. Начальник штаба Константин Бессмертных и боец боевой группы Василий Анискин были схвачены и казнены 30 ноября, руководитель группы Василий Петрин был повешен 5 декабря, боец разведгруппы Александр Рыжков расстрелян 6 декабря 1941 года.

Уверенность в победе определяла поведение людей в тылу и на передовой. В такие тяжелые времена ярко проявляются сила духа, отвага, дружба, взаимопомощь. Великая Отечественная война явила множество примеров массового героизма и храбрости советских людей.

 

Ветеран труда, бывшая учительница С. Ступина вспоминала: «Навсегда запомнились мне трудные недели оккупации нашего города и тот незабываемый день его освобождения… Мы проснулись от какого-то странного гвалта. Сначала ничего не могли понять. Прислушались и переглянулись. До нас долетели возгласы: «Гитлер капут! Гитлер капут!». Это выкрикивали немцы. Всюду слышалась стрельба. В доме не было ни капли воды. Никто не шел в овраг к ручью, а у меня плакали дети – хотели пить. Я схватила ведро и побежала мимо сараев. Слышался частый свист «пи-у-у», а потом «дзинь» о мое ведро. Только тут я поняла, что это свист пуль. Стреляли из Ключевки и Аварийного поселка. Вернулась домой без воды, но в каком-то радостном ожидании, что наши где-то рядом. Мы все собрались в моей комнате у окна и смотрели на пустую улицу. И вот. Это было прекрасное мгновение, как радостный кадр кино. Перед окнами показался бегущий красноармеец с автоматом в руке.

– Наши!!! – закричали мы разом и бросились на улицу.

Боец, увидев нас, подбежал и хрипло произнес:

– Пить, дайте пить…

Дед Каширский моментально скрылся и тут же вернулся с кринкой молока. Боец схватил кринку и жадно начал пить. А мы смотрели на него, как на чудо, как на солнце, которое после долгой ночи вдруг засияло во все небо.

Он пил, молоко стекало по подбородку, а мы смотрели, раскрыв рты, и только жадно и любовно смотрели на него. Наконец он отпрянул от кринки, вытер рукавом губы и сказал торопливо:

– Спасибо. Мы…разведка, - и так же стремительно побежал к Нижнему Засецкому.

Кто он, как его звали, к сожалению, никто из нас не узнал. Но, когда я теперь бываю у братской могилы в Заводском районе, всегда смотрю на скульптуру бойца с поднятым автоматом. Она мне напоминает нашего солдата».

Все деревни, раскинувшиеся по левобережью Дона: Тихоновка, Нюховка, Иван-Озеро, Хмелевка - были сожжены и полностью уничтожены фашистами при отступлении.

 

Из воспоминаний П. Бабкина, бывшего заместителя политрука, секретаря комсомольской организации 1111-го полка: «Было больно видеть следы злодеяний фашистских извергов: превращенные в руины дома и предприятия, измученных, полуголодных и униженных земляков. И вот вечером 10 декабря мы получили приказ: взять поселок двадцать второй шахты. Бой был тяжелым. Дважды мы ходили в атаку, преодолевая открытое поле под артиллерийским и минометным огнем противника. К общей команде мы, сталиногорцы, добавляли: «За родной город!». Вперед продвинулись после больших потерь. То и дело падали в мокрый снег боевые товарищи. Однако горняцкий поселок был взят!».

 

…Все дальше уходит история военных событий. И мы, ныне живущие, должны сделать все, чтобы сохранить память о той кровопролитной войне. Наш долг помнить, что безусловным единством, мужеством, трудолюбием нашего народа была выкована эта Великая Победа, и гордиться этим! И мы гордимся!

По материалам "Новомосковской правды"

Самые интересные новости за день в нашем Telegram Перейти в Telegram

Разместить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий

Войти с помощью соцсетей

Комментарии