Погода сегодня

Днем +26° ночью +15°

Завтра +28°

Курсы валют

USD 53.768 0

EURO 56.358 0

12+

Понедельник, 04 июля 2022 г.
Мы Vkontakte
Политика Общество Экономика Происшествия Культура Спорт Слухи Бизнес
Полная версия сайта

Опрос

Какое здание вы хотели бы видеть на месте Старой бани?
6%
2%
6%
34%
5%
0%
5%
43%

Точка зрения

Архив рубрики

Мы VKontakte


Рубрика: Летопись истории города

Новомосковской ДЖД исполнилось 65 лет

27 мая 2020 09:10

65 лет (1955) со дня открытия для движения поездов Новомосковской детской железной дороги (ныне Тульская детская железная дорога, г. Новомосковск). Тульская детская железная дорога, г. Новомосковск открыта 21 декабря 1953 года / 26 мая 1955 года. Протяжённость: 1,94 км (кольцевая, полная эксплуатационная длина 2,3 км) Остановочные пункты: Берёзки, Парковая, Исток Дона Ранее были: 1 станция (Берёзки), 2 платформы (Пионерская, Юннатская) Устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ): автоблокировка Подвижной состав: тепловозы ТУ10-002, ТУ10-018, ТУ2-126, 8 вагонов ВП750 Ранее были: паровозы 159-121, 159-556, Гр-211, тепловоз ТУ3-003, ТУ2-241, вагоны PAFAWAG, вагоны ПВ40, 1 грузовая платформа Инициатором строительства детской железной дороги (далее ДЖД) в городе Сталиногорске Тульской области выступил в 1953 году директор комбината «Москвоуголь» Дмитрий Григорьевич Оника – человек, сделавший как никто много для развития города.

В мае 1953 года в Сталиногорск по распределению был направлен выпускник Московского института инженеров транспорта (МИИТ) Павел Усков. Он и был назначен главным инженером проекта ДЖД. В помощь ему были приданы ещё два недавних выпускника – Олег Семёнов и Тамара Решетникова. Для всех троих ДЖД стала первой серьёзной самостоятельной работой. Вначале их фантазии не было предела: на дороге хотелось построить все сооружения, какие только встречаются на «большой» железной дороге. Но после ознакомления с местностью от этого прожекта пришлось отказаться – надо было вписаться в территорию парка, с трёх сторон ограниченную существующей застройкой, а с четвёртой – железнодорожной линией. В итоге проект ДЖД упростился до кольца длиной около двух километров с двумя сквозными станциями – Берёзки и Дубки. Свои названия станции получили оттого, что рядом с одной из них находилась берёзовая роща, а с противоположной стороны кольца, у второй станции – дубрава.

15 июня 1953 года директором комбината «Москвоуголь» был издан приказ о начале строительства ДЖД. Все работы поручалось выполнить строительным подразделениям комбината, а начальником строительства был назначен Л. Мисропов. К концу года стройка была завершена, и 21 декабря 1953 года по ДЖД прошёл первый поезд. Провели его взрослый машинист Александр Коновалов и юный машинист Миша (к сожалению, его фамилию история до нас не донесла).

Немного поработав, ДЖД закрылась до весны. Весной 1954 года было построено кирпичное локомотивное депо на станции Берёзки, устранены просадки насыпи, и дорога снова заработала. Но, к сожалению, собственное детище стало обузой для комбината, а передать объект из одного министерства в другое в те годы было непросто. Вопрос решался на самом высоком уровне. 17 декабря 1954 года Председателем Совета министров СССР было подписано распоряжение о передаче находящейся на балансе Министерства угольной промышленности СССР ДЖД дороги в подчинение Министерства путей сообщения СССР. Уже на следующий день министр путей сообщения издал приказ о приёме дороги и назначении её начальником Марии Петровны Казаковой. С этого дня Сталиногорская ДЖД получила новое название – Малая Московско-Курско-Донбасская железная дорога. 

26 мая 1955 года ДЖД открылась вновь, но уже в подчинении Министерства путей сообщения СССР. И именно этот день официально считается теперь днём рождения Новомосковской ДЖД.

В 1955 году дорога располагала двумя паровозами 159-121 и 159-556 (оба построены Подольским заводом в 1935 и 1938 году, соответственно) и тремя-четырьмя деревянными четырёхосными пассажирскими вагонами. Движение поездов регулировалось электрожезловой системой, в качестве сигнальных устройств использовались семафоры. В том же 1955 году началось благоустройство территории, по которой проходит ДЖД. На месте находившегося в центре парка оврага были созданы каскадные пруды и плавательный бассейн с вышками для прыжков в воду. С тех пор детский парк стал излюбленным местом отдыха горожан. Главной достопримечательностью парка является находящийся в нём ручеёк – исток великой русской реки Дон.

В 1960 году началось переоснащение парка подвижного состава ДЖД. На смену устаревшим паровозам серии 159 пришёл паровоз Гр-211, полученный из Эстонии. Вместо старых пассажирских вагонов поступило семь вагонов PAFAWAG и одна грузовая платформа.

В 1961 году город Сталиногорск был переименован в Новомосковск. С этого момента ДЖД стала именоваться просто – Новомосковской детской железной дорогой. 1970 год ознаменовался переходом ДЖД с паровой тяги на тепловозную. Паровоз Гр211 был списан, а взамен дорога получила тепловоз ТУ2-241 с Тула-Лихвинской узкоколейки и тепловоз ТУ3-003 из Паневежиса.

Год спустя, после окончания сезона 1971 года, тепловоз ТУ3-003 был передан на Ярославскую ДЖД, а вместо него поступил тепловоз ТУ2-126. Этим обеспечивалось единообразие типов подвижного состава как на Ярославской, уже имевшей к тому времени один тепловоз ТУ3, так и на Новомосковской ДЖД.

В 1972 году ДЖД была оборудована односторонней автоблокировкой постоянного тока, межстанционной телефонной связью, поездной радиосвязью. При этом от внедрения электрической централизации на станции Берёзки решили отказаться, и стрелки на ней до сих пор переводятся вручную. В качестве сигнальных устройств стали использоваться светофоры, причём как линзовые (на станции Берёзки), так и прожекторные. Вероятно, в это же время было изменено и направление движения поездов по кольцу. Если в прежние годы поезд шёл по часовой стрелке, то теперь поезда стали ходить в обратную сторону. Благодаря этому повысилась безопасность при проследовании поездом одного из переездов, ранее плохо просматривавшегося из кабины локомотива, при этом сам переезд стало возможным сделать неохраняемым.

В том же году платформа Дубки в честь 50-летия Всесоюзной пионерской организации была переименована в Пионерскую.

В 1974 году на станции Берёзки был построен новый учебно-производственный корпус.

Через пять лет, в 1979 году, на юго-востоке дороги был организован новый раздельный пункт – платформа Юннатская. Своё название она получила из-за расположенного неподалёку сада и дендрария. В настоящее время эта платформа не используется, поезда на ней не останавливаются. Кстати, в организации движения поездов Новомосковской ДЖД есть ещё одна необычная для современных детских дорог особенность – в расписании фигурируют скорые поезда. В отличие от обычных, они не делают остановки на платформе Пионерская.

В 1985 году выработавшие свой ресурс вагоны PAFAWAG были заменены четырьмя вагонами ПВ51 Демиховского завода, выпущенными в 1979 году. В дополнение к носившим имена собственные тепловозам (ТУ2-126 – «Быстрый», ТУ2-241 – «Ветерок») именными стали и вагоны. Причём, название было присвоено не поезду в целом, а каждому вагону в отдельности. Первый вагон поезда названия не имеет, второй – «Орлёнок», третий – «Чебурашка», четвёртый – «Экскурсионный».

Кстати, процесс доставки подвижного состава на Новомосковскую ДЖД весьма интересен сам по себе. Железнодорожные платформы колеи 1520 мм с погруженным на них узкоколейным подвижным составом выводятся на перегон между станцией Урванка и платформой Московская. На участке, где путь детской железной дороги проходит параллельно пути колеи 1520 мм, подвижной состав с помощью железнодорожного крана перегружается с платформ прямо на ДЖД. Расстояние между путями узкой и широкой колеи в этом месте всего несколько метров, и с технической точки зрения такая операция не представляет особой сложности. Но, происходит всё это не на подъездном пути, а прямо на электрифицированном перегоне!

А вообще, этот участок, где можно увидеть идущие по соседним путям поезда – детский и взрослый, придаёт особый колорит Новомосковской ДЖД. Весной 2005 года вагонный парк Новомосковской ДЖД был обновлён за счёт старых вагонов Кратовской ДЖД, ставших ненужными после получения новых. Вагоны прошли капитальный ремонт в вагонном депо Орехово-Зуево по проекту НПО «Полёт» (г. Обнинск), после чего поступили в Новомосковск. В ходе ремонта в вагонах были установлены герметичные стеклопакеты в окнах, современная светотехника «световая линия». Старые деревянные лавки заменены сиденьями, отформованными из пластика. В сентябре 2010 года Новомосковская ДЖД получила тепловоз ТУ10-002 и несколько пассажирских вагонов Камбарского машиностроительного завода. Вскоре тепловоз ТУ2- 126 был отставлен от работы. После косметического ремонта он должен стать памятником на территории ДЖД. 7 ноября 2012 года на дорогу прибыл ещё один ТУ10 – с номером 018. По некоторым данным, ТУ2-241 в тот же день был отправлен на Кратовскую ДЖД. 

В 2011 году на ДЖД прошла большая реконструкция, завершившаяся в 2012 году открытием многофункционального корпуса Тульской детской железной дороги Новомосковска. Открытие этого корпуса – завершающий этап масштабной реконструкции, проводившейся на детской железной дороге с 2009 года.

За это время здесь практически полностью обновлена железнодорожная инфраструктура, проведена реконструкция высоких пассажирских платформ на станциях Исток Дона и Парковая с установкой навеса и устройством кассы, полностью заменены тепло- и водоснабжение, сети канализации на станции Березки, реконструировано локомотивное депо, построен новый ангар для отстоя вагонов. 

Открытие нового многофункционального корпуса позволило проводить обучение юных железнодорожников в едином учебном комплексе, использовать в учебном процессе современные технические средства и тренажёры. В настоящее время здесь обучаются более 1200 юных железнодорожников - учащихся 5-11 классов школ Тульской области. Ребята осваивают основные железнодорожные профессии – машинист локомотива, монтёр и бригадир пути, дежурный по станции, поездной диспетчер, проводник вагонов и начальник поезда. За время летней практики ребята перевозят более 26 тысяч пассажиров. За время работы детской железной дороги около 4 тысяч учащихся стали студентами железнодорожных учебных заведений. Сегодня многие из них работают на предприятиях железнодорожного транспорта. Благоустраивается и территория вокруг ДЖД. Посетители Детского парка уже смогли по достоинству оценить многочисленные красочные клумбы; большой популярностью у малышей пользуются фигуры сказочных героев на территории дороги: Кощея, Бабы-яги, Маши и Медведя, Гномика и Лошадки.

Для того, чтобы ребята могли не только на словах узнать об истории железнодорожного сообщения, но и увидеть её своими глазами, из Подмосковья привезли и установили на территории ДЖД старый паровоз серии ЭР, выпускавшийся советской промышленностью в 20-30-е годы ХХ века. Собственно, паровоз стал памятником самому себе, поскольку это не макет, а настоящий локомотив с паровым двигателем. Его безвозмездно передали Тульскому отделению МЖД железнодорожники подмосковного Подольска. До местного депо «ветеран» весом более 80 тонн добрался без труда, а дальше его пришлось разобрать на четыре части и уже при помощи тягачей доставить в Детский парк. Части собрали в единое целое и установили под сенью берез.

Паровоз ЭР удостоился чести вечно стоять на запасном пути за многолетнюю работу. Десятки миллионов тонн грузов было перевезено им и его братьями-близнецами как в мирное созидательное время, так и в годы военного лихолетья.

Детская железная дорога является постоянным участником и победителем сетевых слётов юных железнодорожников. В 2008 году Новомосковская ДЖД вошла в десятку лучших детских железных дорог России.

 

 

 

 

Поделитесь ссылкой на новость:  

Разместить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий

Войти с помощью соцсетей

Комментарии