Несмотря на строгое распоряжение самого фюрера, запрещающее размещение войск в Сталиногорске, 1 декабря 1941 года немецкая комендатура Сталиногорска-1 (южный) доложила, что разместилась в высотном доме - там же, где и городская управа. Видимо, необходимое для этого разрешение все же было получено. Это не удивительно, так как всем известный высотный дом "под вышкой" и поныне является визитной карточкой города.
Во вновь сформированную городскую управу зондерфюрер Карнатц назначил следующих ответственных лиц:
1. Бургомистр - Виталий Павлович Глинкин
2. Заместитель бургомистра - Василий Николаевич Слащёв
3. Заместитель бургомистра - Сергей Иванович Михайлов
4. Регистрация граждан - Николай Антонович Дёмин
5. Коммунальное хозяйство - Никита Семенович Семенов
6. Полицмейстер - Маняхин
7. Торговля - Андрей Дмитриевич Белозеров
8. Водяное отопление - Рядщиков Степан Гаврилович
9. Здравоохранение - Стелла Дмитриевна Мурашко
Про стремительный карьерный взлет Николая Дёмина мы уже рассказывали ранее. Также без замедления из местных был организован отдел полиции Маняхина: "Сформирована вспомогательная полиция численностью 1 полицмейстер и 40 человек. Опознавательные знаки: белые нарукавные повязки с надписью «Hilfspolizei S.T.S.» (Сталиногорск-Южный)".
В немецких отчетах утверждается: "Оказалось, что население в большинстве своем выразило готовность к сотрудничеству. Когда они [местные жители] узнали, что коменданты и войска снова организуют упорядоченные взаимоотношения и хотят оказать заботу в вопросах трудоустройства и продовольственного снабжения, то с рвением предложили себя в наше распоряжение, раздобыли себе документы и даже выдумало необходимые паспортные сведения."
Несмотря на заявленную поддержку части населения, новый немецкий порядок требовал решительных мер. По распоряжению городской управы население должно сдать все без исключения оружие и устройства военного назначения в военную комендатуру. Одновременно объявлено об укрывательстве русских солдат и партизан и об ожидаемой за это смертной казни. При этом в госпиталях Сталиногорска осталось до 400 тяжелораненых нетранспортабельных бойцов и командиров 239-й стрелковой дивизии, защищавших город. С риском для жизни часть из них забрали к себе по домам местные жители, а 120 раненых находились в здании Сталиногорской городской больницы. Они защищали город, но теперь их самих некому было защитить. И тогда на помощь пришли... женщины-врачи. По приказу горздравотдела главный хирург М. П. Малышева вместе со всем медицинским персоналом больницы осталась в покинутом советскими войсками городе для оказания помощи раненым бойцам. С целью спасения раненых защитников города главный врач больницы Стелла Дмитриевна Мурашко сама возглавила созданный при немцах отдел здравоохранения. Бесстрашный поступок врачей, который ныне мало известен.
"Особенно масштабно организована работа отдела разведки и контрразведки с населением города Сталиногорск. С самого начала намечены мероприятия на длительный срок с уверенностью, что Сталиногорск и прилегающие районы надолго останутся под германским административным управлением" - свидетельствуют немецкие документы. Было издано несколько приказов по "умиротворению населения промышленного района" с конкретными мерами.
Активно развернулся поиск коммунистов, участников отрядов МПВО, истребительных батальонов с целью их ареста и физического уничтожения. В частности, в отчете зондерфюрера Карнатц с сожалением фиксируется, что "обыск населенного пункта Иван-Озера в поисках политического комиссара, уполномоченного начальника противовоздушной обороны и одного руководящего коммуниста оказался безуспешным. По показаниям сельских жителей, руководящие персоны города Сталиногорск должны были быть сбиты танковой дивизией с пути в Михайлов [Рязанской области], и скрываться в этом районе".
Районной комендатуре Сталиногорск-Южный (в лице зондерфюрера Карнатц) стали известны фамилии и место проживания бойцов истребительного батальона. Их данные переданы по телефону в штаб 110-го пехотного полка для организации розыска. 30 ноября в Сталиногорске и деревне Ключевка арестованы "два лица женского пола [...] по подозрению в том, что они — агенты. [...] Перед вступлением германских войск они пытались в населенном пункте Ключевка поджечь стога сена и скирды соломы. Были схвачены местными жителями, и вчера при содействии новоназначенного бургомистра арестованы". В дальнейшем при отступлении из города немцы увезли с собой депутатов Городского Совета Екатерину Бобкову и Анну Гнилову. 5 января 1942 года их тела были обнаружены на территории Товарковского района со следами зверских истязаний...
Подробнее:
https://stalinogorsk.ru/kazhdyj_udar#stalinogorsk1
(указанный "1942 год" в документе - опечатка. Сопроводительное письмо к этому документу с корректной датой 1.12.41.)
https://stalinogorsk.ru/tak_nazyvaemogo_istrebitelnog..
https://stalinogorsk.ru/agenty_bobkova_i_gnilova
https://stalinogorsk.ru/112pd_ic_bericht_dec41