ИА «Новомосковск Сегодня» совместно с сайтом «Сталиногорск 1941» продолжает цикл публикаций о боях вокруг нашего города в дни Великой Отечественной Войны. Сегодня мы продолжаем рассказ о боях за Ново-Яковлевку.
«...Прорыва сибирской 239-й стрелковой дивизии из Сталиногорского котла давно ждали. Привычное дело. Немецкие генералы, офицеры и солдаты видали немало котлов во Франции, в Польше; но особенно врезались в память нескончаемые колонны советских военнопленных вдоль пыльных дорог летом и осенью 1941 года. И в последнем Брянском котле, в октябре, 29-я мотопехотная дивизия также предотвращала прорыв русских. Вот и теперь ей отводилась главная роль по окружению и разгрому сибиряков под Сталиногорском с тыла (с востока).
Первый звоночек зазвенел в д. Иваньково, второй — в д. Ширино. 25 ноября в кровопролитном встречном бою в Иваньково немецкие егери были атакованы сибиряками с трех сторон и разбиты. Вторая попытка взять Иваньково довела число убитых до 34, а раненых — до 83. Отошедший вечером в Сокольники немецкий батальон не досчитал 15 егерей, пропавших без вести... Впрочем, советский военветврач 2 ранга Михаил Тихонович Лядов в своем дневнике специально поясняет, что с ними случилось: «Противника обложили перекрестным пулеметным огнем на северо-западной окраины села Иваньково. Наш миномет подготовил атаку, и рота вышибла противника из деревни, нанеся ему потери в 52 человека убитыми; наши потеряли убитыми 31 чел., 8 ранено».
В тот же день также провалилась немецкая попытка «зачистки» села Ширино. «По всей видимости речь идет о значительных силах» — фиксируется немцами в журнале боевых действий. Вскоре немецкая разведка доложила, что обнаруженный в Иваньково и Ширино противник — это передовые части 239-й стрелковой дивизии. Молния: «Ахтунг, сибиряки пошли на прорыв!»
Как-то сразу с окружением сибиряков не заладилось: Иваньково, Ширино, Спасское… Спасское?! Да, в селе Спасское немецкий 1-й батальон 15-го пехотного полка неожиданно около 19:00 был атакован большими силами противника с обоих флангов и на время оказался отрезанным. Немцы понесли тяжелые потери. Среди прочих погибли командир батальона капитан Лизе, адъютант 3-го батальона 29-го артполка обер-лейтенант Хюбнер, командир 6-й батареи 29-го артполка обер-лейтенант Феттиг и многие их солдаты от рук сибиряков…
Разгромом немцев в старинном селе Спасское уверенно руководил командир 2-го батальона 817-го стрелкового полка 239-й стрелковой дивизии Иван Мартынович Фурман. Экстерном окончив Харьковское пехотное училище в далеких 1930-х годах, «в ходе ожесточенных боев батальона проявил мастерство управления боевыми действиями батальона, как верный сын Родины и пламенный патриот штурмом во главе батальона освобождал один населенный пункт за другим от немецких захватчиков».
Может, какие-то пафосные слова из наградного листа? Не похоже — и по воспоминаниям его однополчан, «на поле боя он был бесстрашный, был такой герой, что он по переднему краю в боевых порядках на лошади разъезжал».
Итак, капитан Фурман взял село Спасское. Немцам пришлось оставить на поле боя много трупов и большие трофеи. Только одних тяжелых орудий захвачено было 11, не считая орудий среднего калибра. Ну а еще было занято соседняя д. Ольховец, к северу. По хозяйству пригодится.
К утру 26 ноября немцы подбросили 12 танков, решив взять Спасское и Ольховец обратно. Здесь у сибиряков противотанковых средств не было, только полковая артиллерия и трофейные орудия. Их и применили. Немецкие танки подошли на 500 метров и прямой наводкой стали бить по батальону Фурмана. Бойцы-сибиряки не оставили позиций, а сам Фурман находился в боевых порядках. Спасское и Ольховец удержали.
Что же это за немцы? Немецкие документы свидетельствуют: ядро немецкой боевой группы фон Заукена составлял 33-й мотопехотный полк 4-й танковой дивизии с приданными танками 3-го батальона 6-го танкового полка 3-й танковой дивизии. Еще их поддерживала одна батарея 53-го дивизиона реактивных минометов, да и вообще вся имеющаяся в наличие артиллерия. Приказ: «для восстановления положения 29-й мотопехотной дивизии атаковать достаточно большими силами Спасское. При этом обойтись без ненужного перерасхода сил. Достаточно для зачистки Спасское от противника».
26 ноября в ходе атаки на Ольховец и Спасское боевая группа потеряла 8 танков из 12: пять PzKpfw III и три PzKpfw IV, погиб командир 1-й роты 6-го танкового полка обер-лейтенант Фопель, а командир 3-го танкового батальона капитан Шнайдер-Костальски ранен. Боевая группа резко стала небоевой. Кстати, обер-лейтенант Герман Фопель — кавалер Креста в Золоте. В числе других погибших немецких танкистов он был перевезен и похоронен неподалеку... в Ясной Поляне!»
Еще больше материалов на сайте «Сталиногорск 1941»