Погода сегодня

Днем 0° ночью 0°

Завтра 0°

Курсы валют

USD 92.131 −0.3744

EURO 98.708 −0.2039

12+

Пятница, 26 апреля 2024 г.
Политика Общество Экономика Происшествия Культура Спорт Слухи Бизнес
Полная версия сайта

Опрос

В какие учреждения здравоохранения Вы чаще обращаетесь за медицинской помощью?
7%
17%
62%
12%
2%

Точка зрения

Архив рубрики

Мы VKontakte


Рубрика: Летопись истории города

Защитники города стояли насмерть

25 ноября 2017 18:21

В эти дни исполняется ровно 76 лет с того времени, как наш город пережил самую трагическую страницу своей истории: тяжелые бои Великой Отечественной войны, в результате которых фашистские войска оккупировали Сталиногорск.

Многое уже известно об этих ноябрьских днях 1941 года. Но все новые и новые факты находят исследователи-энтузиасты, которые глубоко погружаются в открытые сегодня официальные военные документы того времени. В том числе с немецкой стороны. Именно такой работой увлечен сейчас ведущий интернетовского сайта «Сталиногорск 1941» Александр Яковлев. Он сообщил сведения, добытые им при переводе отрывка из боевой истории немецкого 315-го пехотного полка 167-й пехотной дивизии, которая 25 ноября 1941 года штурмом брала Сталиногорск-1 (южный Новомосковск). 

На немецком языке этот документ был издан еще в 1975 году, а на русском, насколько нам известно, Александр делает это впервые. То есть, предположительно, это абсолютно не известные для новомосковцев сведения. И здесь важны детали.

К примеру, немцы (ветераны дивизии — участники тех боев) весьма конкретно излагают события и очень высоко отзываются о защитниках Сталиногорска — бойцах-сибиряках 239-й стрелковой дивизии, уже по такому комментарию: «Боевая мощь этого советского элитного соединения еще неоднократно причиняла серьезный вред».

Еще одну деталь установил, знакомясь с воспоминаниями немцев, Александр Яковлев. Наш совсем молодой на ту пору Сталиногорск-1 еще даже не был обозначен на картах. О нем немцы с удивлением узнали, уже непосредственно добравшись до него. Место неожиданно возникшего города немцы называли как «Район Клин — Урванка», то есть по двум деревням, обозначенным на карте. Вот что рассказывали об этом немецкие участники сражения: «Чрезвычайно ожесточенные бои истощили войска до последнего. Кроме того, возникли большие трудности с ориентацией на местности, так как трофейные русские карты, которыми были снабжены войска, никаким образом не соответствовали реальной местности. К примеру, Клин и Урванка были обозначены на карте как две маленькие деревни, отстоящие друг от друга примерно на 3 км. В действительности речь шла о целом промышленном районе с вновь построенными шахтами и заводскими зданиями, которые, конечно, нигде не обозначены на карте. Кроме того, названия населенных пунктов часто звучали совсем по-другому, чем было указано на довоенных картах».

О том, как защищали город наши части, — отрывок из записей за 25 ноября 1941 года: «… юго-западнее Урванки находилась …проклятая железнодорожная насыпь, которая уже несколько дней была хорошо известна пехотинцам 315-го пехотного полка. За ней русские оборудовали в несколько рядов хорошо замаскированные пулеметные огневые точки и позиции противотанковых орудий, которые контролировали поле перед ними…. Поскольку перед железнодорожной насыпью, которая находилась, как бы защищая населенный пункт Урванка, раскинулось ровное поле без какой-либо возможности укрыться, советские орудия вели огонь от железнодорожной насыпи прямой наводкой по атакующим.

Из высотных домов (очевидно, городская застройка Сталиногорска-1 – А.Яковлев) навстречу пехотинцам 2-го и 3-го батальонов били медленные очереди «так-так» русских пулеметов Максима. Их огневые точки невозможно сразу засечь в бесконечных оконных проемах. Кроме того, стал весьма ощутимым фланкирующий огонь (особенно артиллерийский) с юго-востока из района Клина».

«…Сибиряки оборонялись до последнего, предпочитая быть убитыми, но не покинуть свои одиночные окопы-укрытия. Капитан Майерхофер (один из немецких командиров – ред.), посовещался за укрытием с обер-лейтенантом Роскотеном, обер-лейтенантом Копске и командиром взвода фельдфебелем Эденхофером: «Нужно продвигаться вперед, Урванка должна быть захвачена! Фельдфебель Эденхофер со своим взводом должен выкурить пулеметные гнезда слева, с ним 5-я рота. 8-я рота должна двигаться вправо».

Далее еще по тексту. «Русские не сдаются, прерывисто строчат очереди из пулеметных гнезд. Фельдфебель Эденхофер едва залег в укрытие, когда позади себя увидел своего подошедшего командира роты, который вбежал прямиком в зону поражения одного пулемета. Фельдфебель мгновенно увидел опасность и крикнул: «Ложись, господин обер-лейтенант!» Но было уже слишком поздно. Обер-лейтенант Копске рухнул в 5 метрах позади Эденхофера и вскоре после этого умер. Чуть позже смерть настигла обер-лейтенанта Роскотена, когда он захотел приблизиться прямо к одному русскому, чтобы взять его в плен. Красноармеец высоко вскинул свое оружие, выстрелил и ранил обер-лейтенанта так тяжело, что он умер несколько часов спустя в дивизионном медицинском пункте.

Теперь повсюду бушевала ожесточенная рукопашная схватка, метр за метром пробивались пехотинцы 2-го и 3-го батальонов у окраины населенного пункта Урванка. Из-за противника, засевшего на хорошо оборудованных позициях, потери увеличивались постоянно…».

Признания вражеской стороны свидетельствуют о том, что бои здесь шли за каждую пядь земли, город обороняли, сколько могли. 

Александр Яковлев продолжает работу по поиску новых материалы, документов, в которых упоминается наш город в годы Великой Отечественной войны. Возможно, мы еще узнаем новые факты о героизме тех, кто не жалел своей жизни, защищая Сталиногорск.

По материалам «Новомосковской Правды» и сайта «Сталиногорск 1941» 

Самые интересные новости за день в нашем Telegram Перейти в Telegram

Разместить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий

Войти с помощью соцсетей

Комментарии