Реорганизация, которой подвергают здравоохранение, будоражит не только медицинских работников, но и широкую общественность - пациентов. Ну как же! В области сегодня 138 лечебных учреждений, а оставят, говорят, не больше сотни. В поликлиниках и без того огромные очереди, госпитализации не дождешься. А если сеть лечебных учреждений еще сократят, до медицинской помощи станет как до луны. И это под разговоры о повышении ее качества и доступности.
Что за страна у нас такая? Какую бы реформу не придумали, все сводят к примитивному уменьшению расходов - таково мнение большиства пациентов.
Об изменениях в системе здравоохранения рассказывает заместитель министра - директор департамента здравоохранения министерства здравоохранения и социального развития Тульской области Ольга АВАНЕСЯН:
- Прежде всего, отметим, что полномочия по оказанию медицинской помощи из муниципалитетов переданы в субъекты Федерации. С 1 января 2012 года вступил в силу 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», 16-я статья которого однозначно относит организацию медицинской помощи к полномочиям органов государственной власти субъектов федерации. В связи с чем муниципальные учреждения здравоохранения, коих в регионе было сто одно, были переданы под юрисдикцию области и стали государственными. Муниципальные органы управления здравоохранением были упразднены. В ведении нашего министерства 138 учреждений здравоохранения: бывшие муниципальные плюс традиционно областные.
- Какие же из 138 учреждений ликвидируются? Огласите, пожалуйста, весь список.
- Кто вообще сказал, что-то ликвидируется? Ни одна больница, поликлиника, сельская амбулатория закрыты не будут. Для пациента все останется по-прежнему.
- Ольга Александровна, что побудило затеять реорганизацию сети медицинских учреждений, о которой столько говорят?
- Минздравсоцразвития РФ нам неоднократно указывало, что в Тульской области существует избыточная сеть лечебно-профилактических учреждений. Много мелких, обслуживающих небольшое количество населения. При этом в мелком учреждении есть главный врач, заместители, бухгалтерия, завхоз... Объем работы руководителя крупного ЛПУ и маленькой сельской больницы несовместимы. Первый решает глобальные задачи, второй знает пациентов в лицо и по именам. Почти то же самое и в областном центре. Сравните: к горбольнице № 3, это бывшая четвертая медсанчасть завода «Штамп», прикреплено 8750 человек. А к горбольнице № 2 в Заречье - 83 320 человек. Теперь скажите: зачем содержать администрации мелких больниц, если их можно сделать филиалами крупного лечебного учреждения, и решать управленческие, хозяйственные, методические вопросы из одного центра? Существующая в области слишком большая, не структурированная медицинская сеть неуправляема. Как министерство будет решать организационные вопросы, если по самому незначительному поводу все будут обращаться только к нам? Территориальные управления ликвидированы, а функции их по-прежнему востребованы. Если оставить все как есть, главному врачу Иваньковской больницы, что в Ясногорском районе, придется каждый день выходить на министерство. Это не есть хорошо и для министерства, и для главного врача.
- По каким же принципам будет происходить объединение с присоединением?
- По принципам логики и общности сферы ответственности. Ничего нового на самом деле мы не изобрели. Вы помните территориальные медицинские объединения (ТМО) восьмидесятых годов? По сути, сейчас происходит возврат к этой эффективной, полностью себя оправдавшей форме управления учреждениями здравоохранения.
- Если ТМО были эффективны, с чего это их расформировали?
- Был принят первый закон об обязательном медицинском страховании, изменивший финансовые потоки в здравоохранении. Сегодня финансирование вновь становится одноканальным, а логика ТМО актуальной. В районах будет одна центральная районная больница, а поликлиники, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты войдут в ее состав в качестве структурных подразделений. То есть, юридическое лицо в районе останется одно, и это, по большому счету, единственное изменение. Руководитель небольшой больницы будет со всеми проблемами обращаться к главному врачу ЦРБ, а не к директору департамента здравоохранения. Районов с одним юрлицом - ЦРБ - у нас 22. Отдельный разговор о Новомосковске, Алексине, Щекино и, разумеется, Туле.
- Да, это же крупные территории со своей «локальной сетью» ЛПУ...
- В перечисленных муниципальных образованиях учреждения тоже будут частично укрупнены. В Новомосковске ЦРБ будет включать в себя в качестве филиалов все учреждения, оказывающие медицинскую помощь взрослому населению. Самостоятельность сохранят детская больница и учреждения родовспоможения. Сваливать все в одну кучу нелогично, да и не нужно. Тоже самое ждет Алексин и Щекино, где останутся 2-3 самостоятельных учреждения здравоохранения, а не единственная ЦРБ. Скажите, в какой части могут здесь пострадать интересы пациентов? Для них все по-прежнему: медицинская помощь будет оказываться там же в том же объеме.
- Процесс укрупнения лечебных учреждений начался пару лет назад, и как-то не слышно, чтоб чьи-то интересы оказались ущемлены...
- Два года назад были объединены семь противотуберкулезных диспансеров. В состав областного диспансера № 1 вошли шесть филиалов в районах. При этом больные как ходили привычной дорожкой в свои диспансеры к своему врачу, так до сих пор и ходят. Никто из них не заметил объединенной бухгалтерии, общей хозяйственной службы, медстатистики. Пациентам такие «мелочи» не интересны, а нам они принципиально важны, поскольку оптимизируют расходы и повышают эффективность управления. Точно также были реорганизованы станции переливания крови: три учреждения слились в одно. В прошлом году подобный процесс начат в психиатрической службе, где семь учреждений станут двумя, и при этом ни одно из семи не закроется. Запланировано объединение и в наркологии. На базе существующих стоматологических учреждений будет образована единая стоматологическая служба области, куда войдут 11 поликлиник.
Ожидается и экономический эффект от реорганизации.
- На каком же этапе данная реорганизация сегодня?
- Сейчас готовятся пакеты учредительных документов на каждое ЛПУ - в связи с изменением учредителя и собственника. Как только пакет будет сформирован, объявляется конкурс на замещение вакантной должности руководителя. По итогам конкурсов будут назначены главные врачи.
- Выходит дело те, что теперь работают, должности потеряют?
- Почему же... Они будут участвовать в конкурсе наравне с другими претендентами, вполне возможно, выиграют его.
- Но у нас же не везде только главные врачи, кое-где еще имеется директор...
- Директоров не будет, эта должность упраздняется. Но нынешний директор волен участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности главного врача. Пусть выигрывает.
- Значит, кроме всего прочего, реорганизация нацелена и на сокращение штатов... На всех, кто десятилетиями работал руководителями лечебных учреждений, руководящих должностей явно не хватит.
- Повторяю: больницы никуда не исчезнут, они все останутся на своих местах. И если это будет уже не самостоятельное ЛПУ, а филиал какого-то ЛПУ, филиалу тоже нужен руководитель, пусть и в ранге заведующего филиалом. Но в целом все верно: когда объединялась противотуберкулезная служба, были сокращены 148 штатных единиц. Экономия в размере 2,8 млн. рублей направлена на питание и приобретение медикаментов для больных.
Сокращение ничуть не коснулось медицинского персонала: при существующем дефиците кадров врачам, медицинским сестрам в обозримом будущем безработица не грозит.
по материалам www.tula-zdrav.ru