Погода сегодня

Днем 0° ночью 0°

Завтра 0°

Курсы валют

USD 93.292 +0.0399

EURO 99.561 +0.1961

12+

Среда, 24 апреля 2024 г.
Политика Общество Экономика Происшествия Культура Спорт Слухи Бизнес
Полная версия сайта

Опрос

В какие учреждения здравоохранения Вы чаще обращаетесь за медицинской помощью?
7%
17%
62%
12%
2%

Точка зрения

Архив рубрики

Мы VKontakte


Рубрика: Общество

Иван Купала в традициях Куликова поля

28 июня 2022 10:04
Фото: Роман Солопов

Мы продолжаем рассказывать о том, как на Куликовом поле отмечали календарные праздники. Позади Вознесение и Троица, впереди – Иван Купала, который ежегодно приходится на 7 июля. В народе праздник связывали с летним солнцестоянием и наивысшим расцветом природы, а в церковной традиции это день Рождества Иоанна Крестителя. Отмечали его во всех населенных пунктах Куликова поля с купаниями, кострами и хороводами, о чем свидетельствуют отчеты по итогам фольклорно-этнографических экспедиций сотрудников музея-заповедника. Подробнее о том, какие традиции и обычаи были связаны с этим праздником у жителей памятного места, – в нашей статье.

Ночь накануне праздника Ивана Купалы, с 6 на 7 июля, была наполнена целым комплексом обрядов, а главными элементами праздника являлись цветы и травы.  В старину воду в это время считали целебной, поэтому практически во всех населенных пунктах Куликова поля было принято купаться в водоемах и обливаться водой. В праздник обливали всех, в Даниловке даже брали прохожих под руки и бросали в пруд. При этом никто не обижался, не сторонился общего веселья, ведь в народе считалось, что это делается в память о том, как Иоанн крестил Иисуса. В Орловке верили, что этот ритуал способен вызвать дождь и спасти от засухи. Купались все – и стар и млад, не снимая одежды. На праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём и в знак их единения по берегам рек в ночь на Ивана Купалу разжигались костры, через которые молодежь прыгала, чтобы очиститься купальным огнем. 

Особое значение в этот праздник имели гадания. Так, в поселке Епифань верили, что в ночь с 6 на 7 июля необходимо отыскать цвет папоротника и загадать о будущем. Согласно славянским поверьям, он цветёт лишь один миг, а тому, кто сорвал его и сохранил при себе, цветок дает чудесные возможности: владельцу клады и тайны мира, даруется ясновидение и власть над нечистым духом. Считалось, что цветок папоротника сверкает в темноте, отчего в населенных пунктах Куликова поля его прозвали «светильником» и «светощником».

В Шаховском до 30-х годов XX века девушки плели венки, которые являлись неотъемлемым атрибутом молодёжных игр и хороводов. С их помощью на Ивана Купалу гадали. Венок бросали в воду и произносили: «Господи, Иван купала! Скажи: буду жить в этом году или умру?». После чего следили: чей утонул, а чей уплывал. Далеко уплывший венок означал скорое замужество и долгую жизнь. Подобные купальские гадания на Куликовом поле бытовали вплоть до середины XX века.

Считалось, что в эту ночь травы обладают особым, целительным действием. Поэтому жители Куликова поля выходили на луга собирать зверобой, горлянку, чабрец, белоцветник и другие лекарственные растения, которые  затем использовали в медицинских целях и во время гаданий. Травы заваривали, настаивали и пили от многих болезней и при головных болях, украшали ими дом. В селе Милославщино в конце XIX века на Ивана Купалу было принято ходить в лес на поиски цветка иван-да-марьи, который являлся одним из самых главных символов купальских обрядов и воплощал в себе образы мифических брата и сестры, вступивших в кровосмесительный брак. По всей видимости, в древности эти брат и сестра мыслились в народе как огонь и вода.

Однако, пожалуй, наиболее уникальной купальской традицией Куликова поля был сбор в ночь на Иванов день «червачков». Подробно этот ритуал в 1990-е – начале 2000 годов исследовали и описывали в своих научных трудах этнографы, сотрудники музея-заповедника «Куликово поле» Игорь Бурцев и Игорь Пешехонов. «Червачками» местные жители называли светлячков. Собирали их пожилые женщины в ближайших лесах в медицинских целях. При исполнении этого ритуала соблюдались определённые правила. Жители Себино считали, что к светлячку надо подходить тихо-тихо, а знахарки из села Хованщина брали «червачков» вместе с листом, на котором сидели эти насекомые, быстро клали в подол и уносили домой. В древне Красное же верили, что  «червачки даются не каждому, а только той, кто Богу достойна…». После сбора знахарки растирали «червачков» между ладонями, отчего они некоторое время светились. В народе верили, что после этого руками можно лечить различные кожные заболевания. Перед лечением местные жительницы обязательно мыли руки, а потом больное место растирали ладонями. В селе Хованщина при лечении также использовались заговоры. Знахарки при растирании произносили: «Кусок мыла, кусок сала, чтоб нога как прежде стала». В деревнях Починки и Куликовке вместо заговоров читали молитвы. Собирательницы верили, что целительной энергии «червачков», которой заряжаются ладони в купальскую ночь, хватает ровно на один год, до следующего Ивана Купалы. При этом традиция сбора «червачков» на Ивана Купалу была распространена лишь в восточной части Куликова поля, в основном среди населенных пунктов по рекам Дон и Табола, которые граничат с Рязанской областью, где также бытовал этот ритуал. По одной из версий, он был принесен на территорию памятного места переселенцами с Рязанщины.

Кроме того, в Купальскую ночь на муравейниках жители Куликова поля собирали масло, которое, по преданию, также излечивало от многих недугов. «Решета такие брали, как муку сеют. Вот такими решетами прям на кучи, где находятся эти муравьи, ставили туда, а они и наползали. Потом их накрывали. Жир давили из них, лечили ревматизм, у кого был. Вроде, что-то и внутрь употребляли, головные боли лечили вроде», - рассказывали старожилы Куликова поля о сборе муравьев.

Праздник Ивана Купалы для жителей Куликова поля до сих пор является долгожданным и почитаемым событием, а его традиции – объектом изучения многих исследователей. Обычаи, связанные с ним, по-прежнему бытуют в народе и связаны с миграционными процессами на территории памятного места, культурным обменом местных жителей и жителей соседних регионов. 

Самые интересные новости за день в нашем Telegram Перейти в Telegram

Разместить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий

Войти с помощью соцсетей

Комментарии