Погода сегодня

Днем 0° ночью 0°

Завтра 0°

Курсы валют

USD 92.506 −0.786

EURO 98.912 −0.6491

12+

Четверг, 25 апреля 2024 г.
Политика Общество Экономика Происшествия Культура Спорт Слухи Бизнес
Полная версия сайта

Опрос

В какие учреждения здравоохранения Вы чаще обращаетесь за медицинской помощью?
7%
17%
62%
12%
2%

Точка зрения

Архив рубрики

Мы VKontakte


Рубрика: Общество

Легенда Иван-Озера: какие факты о Петре I раскопали историки в Новомосковске

12 июня 2022 11:41
Фото: Первый Тульский

Историки в Новомосковске нашли следы эпохи Петра I – речной канал от Упы до Дона, который построил Император. Это одно из самых больших гидротехнических сооружений петровских времен. Сейчас небольшое село Иван-Озеро претендует на роль второй точки на карте Тульской области, где документально подтверждено пребывание царя всея Руси.

Нитью, которая позволила распутать целый узел исторических событий, стал для краеведов Новомосковска небольшой обелиск на кладбище села Иван-Озеро. На первый взгляд – простая могильная плита из белого камня-песчаника. Примерная датировка – начало девятнадцатого века.

Первый вопрос: откуда в деревне, где нет каменоломен, белый песчаник. И сразу ответ – местные жители приспособили под надгробие камень из некоего сооружения. Что могли строить? Рвы, пресеченная местность и наличие двух рек (Дона и Шата) подсказывают, что это был шлюз. Когда? Ответ очевиден: в петровские времена. Зачем? Для того чтобы соединить оружейную столицу страны Тулу с колыбелью военно-морского флота Воронежем.

Учредитель морского клуба Новомосковска Михаил Волков отмечает, что по форме это все напоминает камень из шлюзов, немного конусообразный и построенный на закруглении для устойчивости, а потом приспособленный под надгробие. После первых находок краевед Михаил Волков с полей ушел в архивы. Из документов конца 17 – начала 18 веков он узнал: Иван-Озеро, ныне скрытое под гладью Шатского водохранилища, в годы царствования Петра I было центром одной из самых масштабных строек той эпохи. Перед рабочими стояла задача создать систему шлюзов и переходов, чтобы от Тулы до Воронежа могли двигаться купеческие баржи с грузом металла и оружия. Дон здесь мелкий, Шат – тоже. Значит, реки нужно было углубить, а берега укрепить. Больше двухсот километров этого водного пути строили 20 тысяч подневольных крестьян со всей России.

Сейчас от былой стройки века в Новомосковске и Кимовском районе археологи находят только следы. Это дубовые бревна, белый камень, пороги на реках и рыболовные крючки. В музее «Куликово Поле», сотрудники которого проводят экспедиции по изучению Дона, говорят: опознать временный лагерь рабочих достаточно просто. Это можно сделать по строительным гвоздям,обломкам топоров, а также по обязательному предмету всех рабочих - рыболовному крючку.

Стройка закончилась в начале 18-ого века. Канал был построен, в половодье по нему проплыло 300 судов с грузом. Вода ушла, и реки обмелели. Шатск и исток Дона так и не стали судоходными. В том числе и за махинации на этом строительстве казнен был хозяин петровской Сибири князь Гагарин. На берегах двух рек погибли тысячи подневольных рабочих. Стройка века навсегда осталась и в местных легендах. Из поколения в поколение в Иван-Озере старожилы рассказывали: здесь был дворец Императора. Это оказалось правдой. В архивах были найдены даже чертежи постройки.

Сейчас на месте пребывания Петра I новомосковские энтузиасты собираются поставить мемориал, посвященный Императору и строителям канала. В будущем планируют восстановить и путевой дворец и открыть в нем музей. На это нужны деньги. Пока краеведы привлекают к знанию истории молодежь, конечно, мечтами о будущем и  легендами о прошлом. Любимая история в этих местах о том, что от стройки канала остались не только камни. Старики рассказывали, от тяжелой работы по пояс в ледяной воде крестьяне бежали сотнями. Побеги жестко пресекались, виновных казнили, но люди бежали. И тогда Император принял соломоново решение. Со всей России к рабочим поселили самых красивых девушек. Побеги прекратились, и с тех самых пор в Тульской губернии женщины славятся невиданной красотой. Такой вот подарок потомкам от первого Императора.

Подробности в материале «Первого Тульского»

Самые интересные новости за день в нашем Telegram Перейти в Telegram

Комментарии:

Vladislav (12 июня 2022 13:43):
"к рабочим поселили самых красивых девушек. Побеги прекратились," - так понимаю, достоверность всего остального в этой статье того же порядка))
Кстати, урванская плотина, и не только, - одно из тех сооружений системы Петровских шлюзов.
Галина Леликова (12 июня 2022 15:24):
Петр I и сам не гнушался поработать по пояс в ледяной воде, что по свидетельству историков и послужило причиной его ранней кончины.
Vladislav (12 июня 2022 17:04):
все так и думали, что умер от воспаления легких, а вскрытие показало - гангрена, следствие гонореи, но не суть. Меня всегда удивляли люди с видом знатока, тиражирующие фейки, даже не имея совершенно никакого представления о том, что они продвигают. Такую героичную историю о кончине монарха впервые изложил Николай Ламбин спустя 120 лет после его смерти, неплохой историк для своего времени, кстати. Но использовать в качестве источника слухи, увольте.
Тут сразу вспоминается другая история, также произошедшая за 125 лет до сего дня, когда якобы Александр III, спасая свою семью во время крушения поезда, подобно Атланту, поддерживал крышу вагона в несколько тонн на своих плечах, и тем повредил позвоночник, что образованному человеку представляется, не более чем, совершеннейшей нелепицей))

Разместить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий

Войти с помощью соцсетей

Комментарии