Сегодня у части наших соотечественников большой праздник - мусульмане отмечают Ураза-Байрам - день окончания поста в священный месяц Рамадан, один из двух главных и древних мусульманских праздников.
Этот праздник обязательно отмечает сегодня дружная семья новомосковцев Насибуллиных - Фазол и Наиля - и еще многие их родственники и друзья по Местной татарской национально-культурной автономии.
Все проходит по древним традициям. Мужчины сначала идут в мечеть (у нас это условное название действующего молельного дома мусульман, пояснили в нашем разговоре Насибуллины), где мулла проводит молельные чтения. Потом мужчины возвращаются домой, где их ждет уже обильно накрытый стол. К Насибуллиным в дом в районе огнеупорного завода обычно человек 12-15, родственников и друзей, собираются. В этом году многочисленного праздника не получится все из-за того же ковида. Но семья его, конечно, отмечает.
На столе обязательно будут национальные блюда: суп-лапша с мясом, картошка с мясом, рассказала нам накануне Наиля Исмагиловна. Но мясо - халяль, разрешенное: животного или птицы, выращенных в нормальных условиях, оно должно быть «чистым». И второе, живность должна быть зарезана после прочтения молитвы». А еще выпечка разного вида: главный пирог - губадия, закрытый, круглый, многослойный, чаще сладкий с вареным творогом - к чаю; эчпочмаки - треугольники, картошка с мясом; хворост и чак-чак - мучная восточная сладость из обжаренных во фритюре кусочков теста, перемешанных с медовым сиропом; курага, изюм - сухофрукты. А вот спиртных напитков - никаких! Чай любой, пожалуйста!
«Знаете, как говорят? В праздничный день в доме должно пахнуть сковородой - там что-то пеклось!.. Понимаете?!» - добавляет Наиля.
Семья маленькая и большая
Есть еще повод для празднования у этой семьи и их родных и друзей в этом году. В апреле исполнилось ровно 10 лет, как по инициативе Фазола Насибуллина в Новомосковске была создана и активно действует общественная организация - Местная татарская национально-культурная автономия. Торжество по этому поводу отложено на лето: в организации много пожилых людей, не рискуют пока все вместе собираться.
Так сложилось, что Насибуллины - семья небольшая, всего двое, - сумели сплотить и собрать в одно целое большую условную семью - татарскую общественную организацию. Получилось это как бы логично.
Корни семьи Насибуллиных - по линии супруга - абсолютно местные, родился Фазол Канифуллович в 1949 году в Новомосковске. Его родители познакомились здесь после войны, поженились. Сначала они жили в бараке на станции Сборная. И между прочим, среди соседей много было в прошлом односельчан и родных, как и они, тоже приехавших в свое время в Новомосковск из Татарстана.
Насибуллины-старшие работали на шамотном заводе, построили там в поселке потихоньку дом. Сегодня в этом родительском доме живет уже семья Фазола Канифулловича. По окончании школы № 11 он учился в НФ МХТИ на специальности «технология неорганического синтеза и химических удобрений». Потом работал в Донском на заводе радиодеталей, показал себя отличным специалистом: из технолога «дорос» в начале 2000-х до заместителя директора по производству и коммерческим вопросам. А это значит, что вместе с производством пережил самое тяжелое время 90-х. На заслуженный отдых вышел два года назад.
С супругой, кстати, познакомился, будучи еще инженером-технологом. Удивительным образом, Наиля тоже выучилась на инженера-технолога и тоже в химико-технологическом вузе, только в родной Казани. И познакомилась с супругом она в нашем городе: на химкомбинат была направлена на практику. Поженились в 1973 году. За прошедший 48 лет Новомосковск и Тульская область стали ей второй родиной.
Наиля Исмагиловна - одна из главных помощников мужу - председателю правления Местной татарской национально-культурной автономии. Она возглавляет действующее при автономии общество «Ак калфак» - это общественная организация татарских женщин, своего рода, женсовет. Женщины занимаются с детьми, учат их национальным традициям, татарскому языку, которым Наиля владеет в совершенстве.
А еще именно она главная кулинарка: готовит национальные блюда на все мероприятия автономии - на городские и региональные праздники. Когда там на столе стоят пироги, все знают - это Наиля испекла! На областном фестивале «Страна в миниатюре» стол новомосковских татар заставлен был такими яствами.
Большая «семья» новомосковской Местной татарской национально-культурной автономии очень заметна и в городе, и в области. Они сплоченны, сохраняют общие традиции, изучают татарский язык, читают на нем стихи и поют народные песни. И имеют много наград от города и правительства области за вклад в единение Тульской края, народов живущих в нем.
«Кстати, администрация города нам создает все условия для работы. На все наши просьбы там откликаются, постоянно выделяют общественный транспорт, чтобы мы своим коллективом могли поехать на праздники в Тулу или в Москву, - делится в разговоре Фазол Насибуллин. - И библиотека нас всегда принимает, проводим там мероприятия. Я считаю, что наша организация находится буквально в тепличных условиях. А я лично считаю, что лучшего края для меня нет: я здесь родился, здесь живу, все мои родственники и друзья здесь».
Свадьба в стиле Никах
В мае 1973 года Фазол и Наиля познакомились, а в августе уже поженились.
Как проходит татарская свадьба? Никах (не путать с «никак»!). Мусульманская свадьба Никах — это обряд, который проводится по Закону Ислама в мечети. Во время церемонии читается Коран, молодожены дают священные обеты, а родители благословляют своих детей - просто аналог православному венчанию. Потом происходит юридическое узаконивание брака в загсе. И начинается Туй — праздник, свадьба.
У Насибуллиных все шло, как положено. Фазол приехал в Казань попросить руки Наили у ее родителей. Те стол приготовили, жених пришел с цветами - классика! Но потом был Никах, конечно, в национальных костюмах. Надо учесть, что в 1973 году религиозные обряды - что исламский Никах, что православное венчание - в СССР не приветствовались. Так что все происходило по-тихому, дело это не афишировали. Сегодня бы, конечно, все прошло более торжественно и традиционно.
Через пару лет семья отметит «золотую свадьбу». Они очень надеются, что ковидная зараза уйдет и торжество они смогут провести так, как хотели бы - и по канонам ислама, и по народным обычаям.
По материалам "Новомосковской правды"