Как сообщает ИА "Тульская пресса", вступают в силу изменения в законодательство, согласно которым участковые комиссии теперь будут формироваться сроком на 5 лет.
ЦИК России предполагает конечной датой формирования УИКов 30 апреля 2013 года, а конечной датой формирования резерва по УИКам – июнь 2013 года.
Избирательная комиссия Тульской области планирует провести через региональный парламент изменения в законодательство области, что на практике предполагает формирования УИКов в месячный срок после опубликования решения об образовании избирательных участков.
Облизбирком планирует рекомендовать муниципалитетам принять подобные решения сразу после новогодних праздников, что позволит уже в феврале сформировать УИКи и резерв по Тульской области.
Также стоит отметить и тот факт, что списки, подаваемые в территориальные избирательные комиссии по кандидатам в члены УИК не будут разделяться на основу и резерв. ЦИК России рекомендует подавать подобные списки с рейтингом кандидатов, а ТИКам ЦИК России рекомендует назначать членов УИК, ориентируясь на данные рейтинги.
Однако это лишь рекомендация и ТИК правомочен принимать решения о назначении в состав УИК кандидатов, игнорируя рейтинг. Резерв для УИКов не лимитирован. Туда должны зачисляться все кандидаты, прошедшие проверку в соответствии с действующим избирательным законодательством и административным регламентом МВД, но не назначенные непосредственно в состав комиссий.
Тут следует пояснить, что всем претендентам в члены УИК необходимо будет подписывать соглашение на обработку персональных данных в вышеозначенных целях.
Также следует отметить, что резерв предполагается формировать в рамках территорий, а не участков. Следовательно, кандидат, представленный в списках на одну УИК, зачисленный в резерв, впоследствие сможет быть зачислен в состав иной УИК.
Особое внимание следует обратить на тот факт, что при выбытии членов из составов УИК и невозможности назначения из резерва, партии рискуют остаться без своих представителей на конкретных УИКах. Поэтому объем и качество резерва становится крайне важной задачей для всех участников избирательного процесса.
Кроме того, следует сказать о том, что при формировании УИК планируется использовать автоматический учет обработки данных. Для этих целей каждый участок в стране и каждый член УИК получат уникальный цифровой код.
Следует упомянуть также о том, что на функционирование УИКов на постоянной основе законодательством не предусмотрено финансирование.
Также представляется довольно интересным тот факт, что порядка миллиона предполагаемых членов УИК на грядущие пять лет могут получить статус и права (особый порядок административного и уголовного преследования), ранее предоставленные им только на период выборов.
5 декабря 2012 года ЦИК России проведет совещание, на котором будут рассмотрены и детализированы вопросы предстоящей правоприменительной практики в части, касающейся формирования и функционирования УИК с учетом мнений избирательных комиссий субъектов.
На основании всего вышеперечисленного можно сделать несколько предварительных выводов:
- Во-первых, оппозиционные парламентские партии столкнутся с серьезными проблемами при формировании своих списков в УИКи и резерв, что, учитывая высокую мобильность молодежи и лиц среднего возраста, работающих вне бюджетной сферы, а также естественное выбытие лиц престарелого возраста (именно такие категории граждан в основном являются членами УИК от оппозиционных парламентских партий), будет способствовать истощению резервов данных партий, что в свою очередь может с прошествием времени привести к невозможности выставления членов комиссий по значительной части УИК, что неизбежно способствует снижению их результатов на выборах всех уровней.
И вот тут весьма интересен тот факт, что на момент выборов депутатов ГД следующего созыва УИКи будут существовать почти четыре года и весьма возможным видится пик проблем оппозиционных партий в части наличия резерва и, соответственно, возможности закрытия УИК своими представителями, а, значит, и защиты своего результата.
- Во-вторых, для непарламентских партий практически невозможным становится даже попадание их представителей в состав УИК, вследствие того, что численный состав по каждому УИКу никто увеличивать не собирается, а практически вся партийная квота занята парламентскими партиями.
- В-третьих, для правящей партии данные изменения в целом положительны. Упор, как всегда, будет сделан на работников бюджетной сферы, чья мобильность не слишком высока. Кроме того, административный ресурс даст возможность сформировать огромный стабильный резерв и проводить в будущем на пустые места членов УИК от оппозиционных парламентских партий через родственные организации и объединения своих представителей, что в свою очередь скажется на результате партии в положительном для нее ключе.
- В-четвертых, данные изменения могут привести к назначению в УИКи лиц, далеких от избирательного процесса, основной целью которых будет получению долгожданного статуса сроком на 5 лет, дающего право на преференции в вопросах административного и уголовного преследования.
- В-пятых, тот факт, что законодатель не предусматривает финансирования УИКов на межвыборный период, приведет к дополнительной нагрузке на органы местного самоуправления, которым придется отвлекать ресурсы дабы обеспечить функционирование подобных комиссий.
- В-шестых, вышеозначенные изменения приведут к дополнительной нагрузке на территориальные избирательные комиссии и их председателей, многие из которых работают на непостоянной основе. В Тульской области только 13 председателей ТИК работают на постоянной основе.