ИА «Новомосковск Сегодня» продолжает знакомить наших читателей с жизнью города во время Великой Отечественной войны.
Из письма заместителя Народного комиссара химической промышленности СССР Березовского в адрес заместителя начальника ГАУ КА тов. Аборенкова: «На Вашу телефонограмму от 26 августа 1941 года Военный отдел НКХП сообщает, что детали М-13 [народное название этой боевой машины — «катюша»] должны изготовляться следующими предприятиями НКХП: [...]
По Московскому кусту:
11. Дет[али]. № 13 и 25 — Сталиногорский АТЗ [Сталиногорский азотно-туковый завод] — г. Сталиногорск, Тульская область. [...]
Примечание: В настоящее время детали изготавливаются только по предприятиям Московского куста. На остальных предприятиях ведется подготовка производства» [ЦАМО РФ. Ф. 59 (ГМЧ). Оп. 12200. Д. 10. Л. 17].
Ремонт «катюш» производился в Сталиногорске и после освобождения города в декабре 1941 года. В частности, из отчета о боевой деятельности 22-й гвардейской минометной бригады, в феврале 1943 года 6 машин (6 машин «Шевроле») 5-й гвардейской минометной дивизии были сданы на завод № 42 г. Сталиногорска. Также установлены данные, что сданные через Автоуправление Красной Армии 7 автомашин «Шевроле» на завод № 42 в город Сталиногорск и 7 автомашин «Шевроле» на ремпоезд в г. Тула к началу августа 1943 года не были отремонтированы. А согласно отчета о боевой деятельности 23-й гвардейской минометной бригады за период с 18 марта по 18 апреля 1944 года 4 автомашины не были получены с ремзавода г. Сталиногорска.
И действительно, одна из этих боевых машин так и осталась в городе. Отреставрированная на новомосковских предприятиях ныне она выставлена у входа в Новомосковский историко-художественный музей. Но это уже совсем другая история.
Приводится по: К вопросу о реактивной артиллерии в Тульской области в годы Великой Отечественной войны / Материал обнаружен, проанализирован и оформлен Гуровым С. В. (Россия, г.Тула). 23 октября 2016 года.
https://stalinogorsk.ru/vse_dlja_fronta_vse_dlja_pobe..