Погода сегодня

Днем 0° ночью 0°

Завтра 0°

Курсы валют

USD 94.324 +0.25

EURO 100.279 +0.3446

12+

Пятница, 19 апреля 2024 г.
Политика Общество Экономика Происшествия Культура Спорт Слухи Бизнес
Полная версия сайта

Опрос

В какие учреждения здравоохранения Вы чаще обращаетесь за медицинской помощью?
7%
17%
62%
12%
2%

Точка зрения

Архив рубрики

Мы VKontakte


Рубрика: Летопись истории города

На подступах к Сталиногорску: «Внимание, русские танки!»

21 января 2019 09:18

Исследователь военной истории Сталиногорска Александр Яковлев продолжает поиск документов, свидетельств и различных материалов, которые проясняют события сороковых годов прошлого века, развернувшиеся вокруг нашего города. Свои работы он публикует на сайте «Сталиногорск 41». Сегодня мы представляем очередную его работу.

11 декабря 1941 года в штабе немецкого 110-го пехотного полка зафиксировали то, чего давно ждали и к чему усиленно готовились: «Противник занял Иван-Озеро и нажимает при поддержке танков. Предположительно, речь идет о силах, которые вчера вечером через 233,6 проникли в Ольховец и сегодня ночью отодвинули передовые посты охранения». 

Да, ошибки здесь быть не могло - к решающему штурму Сталиногорска-1 с востока приступили основные силы 330-й Тульской стрелковой дивизии 10-й армии. Но обращает на себя внимание характерная фраза «при поддержке танков» - какие танки у стрелковых дивизий плохо оснащенной 10-й армии? 

Известно, что у страха глаза велики: танки регулярно «чудились» обеим сторонам. Но вот снова немцы педантично фиксируют: «Противник силами двух эскадронов с танками выдвинулся из Кожанки». А на следующий день их даже удалось отчасти пересчитать: «3 танка противника прорвались в Малое Колодезное, еще два на подходе.... 110-й пехотный полк был вынужден оставить Малое Колодезное под сильными атаками противника с танками». 

Действительно, в данном случае немецкие танковые наблюдения бронебойно подтверждаются советским документом - краткой боевой характеристикой 330-й стрелковой дивизии. А точнее, этой одной фразой из него: «Дивизии придан 51-й отдельный танковый батальон». Расшифруем. По сведениям Максима Коломийца, российского военного историка и писателя, 51-й отдельный танковый батальон был переформирован из 217-го батальона телетанков в связи с начавшимся летом 1940 года формированием в Красной армии механизированных корпусов. Дислоцировался в Мытищах, Московский военный округ, и служил базой НИИ № 20 для разработки и испытаний новых типов спецаппаратуры. И это отнюдь не историческое фэнтези, боевые автономные роботизированные системы уже тогда пользовались повышенным интересом у руководства Красной армии. 

24 ноября 1941 года судьбу этого подразделения предопределило донесение генерал-лейтенанта танковых войск Федоренко наркому обороны Сталину: «Секретарь Рязанского обкома сообщил мне, что противник занял Михайлов и продолжает наступление на Рязань. Со своей стороны считаю необходимым направить в район Рязани 23-й дивизион бронепоездов, находящийся в резерве в Москве. Кроме того, на станции Рязань стоит железнодорожный эшелон с погруженным батальоном телетанков в количестве 62 штуки, надлежащих отправке в Сызрань. 

Из числа 62 танков 32 Т-26 пушечных с 45-миллиметровыми орудиями со спецаппаратурой [речь идет о танках управления], которые при крайнем только случае можно разгрузить и оставить для обороны г. Рязань, а остальные телетанки отправить по назначению. По данному вопросу прошу Вашего решения». (Коломиец М. Т-26. Тяжелая судьба легкого танка. — 

Таким образом, во время битвы за Москву оборудование сняли, посадили экипажи, и бывшие телетанки пошли в бой. 

Из-за отказа матчасти в штурме Михайлова Рязанской области в ночь с 6 на 7 декабря 1941 года 51-й отборный танковый батальон не участвовал, но зато, судя по фотографии из газеты, танкисты с удовольствием позировали в уже освобожденном городе. Однако уже 11 декабря 1941 года именно эти «русские танки» прорвались в Иван-Озеро и Малое Колодезное. Советские танкисты уверенно держали направление на Сталиногорск.

12 декабря 1941 года в ходе боев за Сталиногорск-1 немецкий 110-й пехотный полк 112-й пехотной дивизии вынужден был оставить деревню Малое Колодезное, которая несколько раз переходила из рук в руки 11-12 декабря, только после того как действия 330-й стрелковой дивизии были поддержаны танками 51-го отдельного танкового батальона. Участие советских танкистов отмечено в немецком журнале боевых действий так:

11 декабря 1941 года: «5:45 [7:45 мск]. 110-й пехотный полк: Противник занял Иван-Озеро и нажимает при поддержке танков». И снова в 15:25: «Противник силами двух эскадронов с танками выдвинулся из Кожанки, однако позднее снова отошел назад».

12 декабря 1941 года: «14:30 [16:30 мск]. 256-й пехотный полк докладывает: 3 танка противника прорвались в Малое Колодезное, еще два на подходе. [...] 110-й пехотный полк был вынужден оставить Малое Колодезное под сильными атаками противника с танками. [...] 21:00. После донесения 110-го пехотного полка [последовала] новая атака противника с танками у Малое Колодезное; против них будет задействована 1-я рота 112-го истребительно-противотанкового дивизиона».

Немцы в Сталиногорске так и не догадались, что за чудо-танки штурмуют их позиции - они действовали как обычные линейные и огнеметные танки. Кроме того, после занятия деревни Малое Колодезное советские боевые машины, по всей видимости, были отведены с передовой в тыл стрелковых подразделений, так как ночью в «1:00 [13 декабря 1941 года] по телефону получено донесение из штаба 112-го противотанкового дивизиона [112-й пехотной дивизии вермахта]: вся местность юго-западнее Мал. Колодезная прочесана на предмет наличия танков противника, однако поиски результатов не дали». Впрочем, 13 декабря 1941 года не только 112-я пехотная дивизия вынуждена была срочно переезжать из Узловой, Донского и Сталиногорска, но и вся 2-я танковая армия Гудериана снималась с тульских мест, с таким трудом насиженных. 

По сведениям Юрия Пашолока, изучающего старую военную технику и, прежде всего, танки, позже батальон перевели в тыл, в него свели все телемеханические машины. Летом 1943 года 51-й отдельный танковый батальон находился под Рязанью. По состоянию на октябрь 1943 года, в составе батальона находилось 28 телемеханических групп. К тому моменту все танки батальона перевели на аппаратуру ТОС-8. В 1945 году часть машин отправилось на НИИБТ «Полигон».

Единственный сохранившийся образец телетанка ТТ-26 с огнеметом КС-25 (он же ТОС-VI; ТОС — техника особой секретности) из состава 51-го отдельного танкового батальона ныне выставлен в павильоне легких танков Центрального музея БТВТ в Кубинке. Весной 2007 года в приведении его в порядок участвовал Юрий Пашолок, распознавший под многослойной краской в огнеметном танке тот самый уникальный экземпляр: «Оборудование телеуправления было демонтировано еще в годы войны, но второй «стакан» под антенну прямо намекает, что это «киборг Сталина».

По материалам «Новомосковской правды»

 

 

Самые интересные новости за день в нашем Telegram Перейти в Telegram

Разместить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий

Войти с помощью соцсетей

Комментарии