В 1934 году по ложному обвинению Смеляков вместе со своими друзьями поэтами Павлом Васильевым и Борисом Корниловым был арестован. Освобожден только в 1937 году.
С июня по ноябрь 1941 года был рядовым на Северном и Карельском фронтах. Попал в окружение, находился в финском плену до 1944 года. Возвратившись из плена, Ярослав Смеляков опять попал в лагерь, где его несколько лет «фильтровали». Так он оказался под Сталиногорском в проверочно-фильтрационном спецлагере № 283, откуда был отправлен в лагерь на 19-ю шахту, где работал банщиком. Шахта находилась между Северо-Задонском и Донским.
Поэт в газете.
Однажды в сентябре на шахту № 13 зашел местный журналист Степан Поздняков в поисках газетного материала и совершенно случайно на шахтном дворе встретил Ярослава Смелякова. Когда-то они были знакомы по московскому литобъединению, и теперь это полузабытое знакомство вспомнилось, затем переросло в дружбу. Усилиями журналистов «Сталиногорской (Новомосковской) правды», в ту пору главного редактора Константина Разина и Степана Позднякова, поэт был освобожден и пришел на должность ответственного секретаря нашей газеты.
«Он вошёл ко мне в кабинет страшно худой, в армейской телогрейке, подпоясанный солдатским ремнем, на голове военная шапчонка, но без звездочки и какая-то сильно заношенная. Глаза, очень напряженные глаза. «Я – поэт Ярослав Смеляков. Умею писать стихи, корреспонденции, репортажи… Думаю, что я мог бы быть полезным для вашей газеты», – вспоминал потом Константин Разин.
Смеляков пишет театральные рецензии, заметки, стихи, руководит городским литературным объединением, действовавшим при газете. Сталиногорский период в творческой биографии поэта поразительно плодотворен и кипуч.
При этом Смеляков отнюдь не чуждался и «черновой» работы – писал новогодние поздравления передовикам производства, составлял подписи к дружеским шаржам, посылал предпраздничные стихотворные приветы. Напряженная, почти фронтовая обстановка в Мосбассе давала ему богатый материал как журналисту-газетчику.
Тяжкую тюремную жизнь он знал не понаслышке, а потому в 1945 году, находясь в нашем городе, очень достоверно он написал стихотворение «Земляки». Другое стихотворение – «Земля» - тоже написано здесь:
«…словно юность вторую,
полюбил я в просторном краю
эту черную землю сырую,
эту милую землю мою…»
Коллега Степан Поздняков приютил его в своей комнате в коммуналке. Жили в тесноте, да не в обиде: койку Ярослава отделял от хозяев большой самодельный шифоньер. По ночам Ярослав часто сочинял стихи и утром читал их Позднякову. Несмотря на тяжелые обстоятельства, Смеляков сочиняет здесь светлые стихи о матери, сравнивая ее с Родиной, которую также надо оберегать:
«Я не знаю, отличья какие,
не умею я вас разделять:
ты одна у меня, как Россия,
милосердная русская мать. ..»
Поэт дважды был женат. Первый раз женился сразу после войны, когда жил в Сталиногорске. Его супругой стала простая женщина - Евдокия Курбатова, которую в близком окружении звали Дусей. Именно ей посвящено его известное стихотворение «Памятник»:
«И я сойду с блестящей высоты
На землю ту, где обитаешь ты.
Приближусь прямо к счастью своему,
рукой чугунной тихо обниму…»
Ярослав Смеляков жил в нашем городе в послевоенное время, но, тем не менее, есть у него стихотворение, посвященное освобождению Сталиногорска. Оно написано как воспоминание самих жителей города об этом знаменательном событии:
«В наших отвоеванных домах
матери благословляют снова
снег и кровь на блещущих клинках
всадников из корпуса Белова…»
Степан Поздняков вспоминал, что вдохновляли Смелякова на создание произведений в этот период живые прототипы, жители нашего города. Герой поэмы «Лампа шахтера» - новатор-горняк Михаил Фомченков. В образе пряхи из одноименного стихотворения Смелякова запечатлена наша землячка, известная сказительница бабушка Двинская.
Стихотворение «Кладбище паровозов» навеяно посещением депо Урванка и т. д. В эти годы в нашем городе Ярослав Васильевич пишет многое из того, что впоследствии станет смеляковской поэтической классикой: «Английская баллада», «Милые красавицы России», «Мое поколение», «Памятник», «Наш герб». О двух последних стихотворениях стоит сказать особо.
Вторая жизнь.
Благодаря поэту Константину Симонову, замолвившему слово за Смелякова, ему удалось вновь вернуться к писательской деятельности. В 1948 году вышла книга «Кремлевские ели». В 1948 году Ярослав Смеляков благодаря содействию московских друзей возвращается в Москву. Но в 1951 году - снова несправедливое осуждение по печально известной 58 статье УК на 25 лет лагерей, тогда и последовал развод с любимой женой Евдокией, чтобы не подвергать ее опасности репрессий, заключение в лагерях.
Просидел Смеляков до 1955 года, возвратившись домой по амнистии. Реабилитирован в 1956 году.
Только последние 10-15 лет жизни поэта складываются вполне благополучно. Он вновь восстановлен в Союзе писателей, выступает на радио, в телевизионных передачах, гораздо больше других советских литераторов ездит по стране, бывает в зарубежных командировках, встречается с молодыми поэтами России и других республик. Личная жизнь поэта тоже складывается удачно: второй брак с поэтессой и переводчицей Татьяной Стрешневой оказался прочным и счастливым.
В конце ноября 1972 года поэта не стало, он был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Новомосковские и тульские писатели хранят память о Смелякове, помнят о нем и в редакции газеты «Новомосковская Правда». Сотрудники городского историко-художественного музея, и в частности Марина Бобкова, провели большое исследование сталиногорского периода жизни поэта. Среди прочих мы воспользовались этими материалами.
В начале 80-х годов прошлого века в нашем музее была открыта мемориальная комната лауреата Государственной премии СССР, лауреата премии Ленинского комсомола Ярослава Смелякова. А в среду в память о юбилейной дате рождения поэта в экспозиции этой мемориальной комнаты провели поэтическую площадку «И под сердцем осталась земля…», где вновь и вновь звучали его стихи, сильные, проникновенные.
По материалам «Новомосковской Правды»