«Цифровизация правосудия – это не «вещь в себе» и не дань моде, а реальный инструмент повышения эффективности судопроизводства, его оперативности, прозрачности и доступности».
В.В. Момотов председатель Совета судей РФ
На одном из заседаний Совета судей РФ его председатель Момотов В.В. озвучил о подготовке предложений по созданию в рамках ГАС "Правосудие" суперсервиса "Правосудие онлайн".
Для внедрения данного сервиса необходимо наладить межведомственное электронное взаимодействие – повышение эффективности взаимодействия судебной системы с государственными органами, учреждениями и ведомствами за счет сокращения времени прохождения документов, минимизации затрат на обработку и отправку документов, мониторинга хода рассмотрения и исполнения документов.
В целях дальнейшей цифровизации и автоматизации отправления правосудия мировой юстицией рассмотрим следующие перспективы развития в рамках межведомственного электронного взаимодействия на различных стадиях рассмотрения обращения.
1) Стадия подачи заявления:
- интеграция с сервисом электронный кабинет медиатора через личный кабинет Единого портала Госуслуги с автоматическим определением медиабильности спора;
- электронная подача заявления через личный кабинет Единого портала Госуслуги, аналогов портала для юридических лиц, государственных учреждений и ведомств;
- автоматическое определение подсудности при подаче заявления с возможностью выбора подсудности (при наличие альтернативной подсудности) заявителем;
- онлайн составление заявления посредством использования утвержденных шаблонов по различным категориям дел путем ответов на установленные вопросы и заполнения соответствующих форм, автоматическая проверка содержания заявления на наличие оскорбительных выражений;
- электронная оплата государственной пошлины с возможностью выбора банковской организации;
- электронный запрос и получение документов, необходимых при подаче заявления (выписки из ЕГРН);
- интеграция с базой нотариально удостоверенных доверенностей с автоматической проверкой и отслеживанием их актуальности.
2) Стадия подготовки рассмотрения заявления:
- формирование электронного дела с добавлением в цифровом формате всех поступающих документов и автоматическое предоставление электронного доступа к нему всем участникам по делу через личный кабинет Единого портала Госуслуги, аналогов портала для юридических лиц, государственных учреждений и ведомств;
- отслеживание хода рассмотрения заявления с использованием автоматического уведомления обо всех изменениях по делу путем направления сообщений на электронную почту, в личный кабинет Единого портала Госуслуги, аналогов портала для юридических лиц, государственных учреждений и ведомств;
- электронное ознакомление со всеми материалами дела через личный кабинет Единого портала Госуслуги, аналогов портала для юридических лиц, государственных учреждений и ведомств, в любое удобное для лиц время с возможностью копирования необходимых документов;
- интеграция с сервисами государственных органов, учреждений и ведомств с предоставлением суду ограниченного доступа к базам данных (на Федеральном уровне, уровне субъектов) с возможностью формирования и получения из них справок, выписок, отчетов, копий документов, заверенных ЭЦП соответствующего учреждения, возможностью направления электронных запросов и получения на них ответов в электронной форме.
- электронное извещение участвующих по делу лиц о дате, месте и времени рассмотрения дела (при назначении, отложении судебного заседания, объявлении перерыва и других значимых событиях) посредством автоматического направления повесток с возможностью редактирования текстов их шаблонов, через личный кабинет Единого портала Госуслуги, аналогов портала для юридических лиц, государственных учреждений и ведомств, на электронную почту;
- автоматическое направление судебных актов о принятии обеспечительных мер в банковские организации, ГИБДД, Росреестр через сервисы электронного межведомственного взаимодействия.
3) Стадия рассмотрения дела (заявления):
- проведение онлайн слушаний без личного участия лиц путем обмена через личный кабинет Единого портала Госуслуги, аналогов портала для юридических лиц, государственных учреждений и ведомств, документами между участниками судопроизводства и судом по бесспорным требованиям, и требованиям с небольшой ценой иска;
- дистанционное участие лиц (в том числе экспертов, специалистов, переводчиков, свидетелей) при рассмотрении дел по средствам ВКС и технологии веб-конференции (TrueConf и др. по средствам применения смартфонов, планшетов, ноутбуков и иных мобильных устройств) с автоматической аутентификацией лиц через личный кабинет Единого портала Госуслуги, аналогов портала для юридических лиц, государственных учреждений и ведомств, с возможностью индивидуального отключения участников при нарушении процессуальных требований;
- ведение протокола судебного заседания только в электронной форме (с обязательным делением на смысловые части и созданием навигации), его хранение в электронном деле и предоставления к нему доступа лицам через личный кабинет Единого портала Госуслуги, аналогов портала для юридических лиц, государственных учреждений и ведомств, для ознакомления с возможностью копирования, подачи замечаний;
- интеграция электронного сервиса экспертных учреждений (осуществление некоторых видов экспертиз (например автотовароведческой) в электронной форме);
- формирование судебных приказов с применением конструктора шаблонов с утвержденными формами, использование примитивного искусственного интеллекта, с их размещением в личном кабинете Единого портала Госуслуги, аналогов портала для юридических лиц, государственных учреждений и ведомств, с возможностью подачи возражений.
4) Стадия исполнения судебных актов:
- автоматическое отслеживание вступления в законную силу судебных актов и направление исполнительных документов в компетентные органы для исполнения посредствам интегрированных сервисов межведомственного электронного взаимодействия;
- размещение вступившего в законную силу судебного акта в личном кабинете Единого портала Госуслуги, аналогов портала для юридических лиц, государственных учреждений и ведомств, с возможностью копирования;
- получение из ФССП через сервис межведомственного электронного взаимодействия сведений об исполнении судебных актов (автоматический контроль хода исполнения путем направления периодических запросов о ходе исполнительных производств);
- автоматическое отслеживание полного исполнения судебных актов в целях дальнейшей отмены наложенных судом обеспечительных мер по делу путем получения соответствующей информации из ФССП через сервис межведомственного электронного взаимодействия;
- создание единой федеральной электронной базы судебных решений мировой юстиции с доступом для судов вышестоящих инстанций.
5) Цифровой архив:
- хранение дел в электронном виде в полном объеме без их последующего уничтожения по истечении установленных сроков хранения (облачные хранилища на территории каждого субъекта с применением резервного копирования данных) с возможностью доступа суда в онлайн режиме;
- выдача копий судебных актов и документов дела по поступившим запросам путем их автоматического размещения в личном кабинете Единого портала Госуслуги, аналогов портала для юридических лиц, государственных учреждений и ведомств и возможностью последующего копирования;
- закрытие электронного доступа лицам к материалам дела по истечении его сроков хранения и предоставление последующего доступа только с разрешения судьи (председателя суда).
Безусловно в целях реализации данных предложений необходимо будет предусмотреть переходный период для заведения личных кабинетов на Едином портале Госуслуги, аналогов портала для юридических лиц, государственных учреждений и ведомств, а также обеспечить иные условия, в частности, на законодательном уровне закрепить обязанность при подаче документов на бумажном носителе представлять их копии в электронном виде.
Мировой судья Судебного участка № 32 Новомосковского района С.Н. Жинкин