Представители ТРОО «Экологическая защита» в рамках общественного экологического контроля посетили ООО «Кнауф Гипс Новомосковск». Основной целью визита экологов стало ознакомление с реализованными природоохранными мероприятиями, а также с планами предприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду. В частности большое внимание было уделено вопросам образования гипсовой пыли и борьбе с ней.
Вопрос распространения гипсовой пыли за пределами предприятия, в том числе в жилом секторе мкр. Гипсовый, стал ключевым в рамках встречи. Основными источниками образования пыли являются площадки погрузки гипсового камня на авто и железнодорожный транспорт. Руководство предприятия предоставило экологам результаты замеров взвешенных веществ, проведенных аккредитованными лабораториями на границе санитарно-защитной зоны. Превышений предельно-допустимых концентраций не зафиксировано. Это также подтверждено проверками, проведенными Управлением Роспотребнадзора и Тульской природоохранной прокуратурой. При этом компания продолжает реализовывать комплекс мер, направленных на уменьшение количества образующейся пыли и границ ее распространения.
Так, близится к завершению модернизация системы орошения на поверхностном комплексе шахты в автоматическом режиме. Данная установка направлена на уменьшение границы распространения взвешенных частиц от источника выбросов. Теперь использование системы орошения будет проходить круглогодично. Завершение пуско-наладочных работ запланировано до конца 2022 года.
В ближайшее время будет введена в эксплуатацию установка по погрузке гипсового камня в железнодорожные вагоны. Данное мероприятие предусматривает перенос пункта погрузки камня из зоны, приближенной к жилой застройке, в зону отдаленную. Кроме этого, производится оснащение пункта погрузки ж/д вагонов телескопическим разгрузочным устройством, позволяющим снизить запыленность при погрузке гипсового камня в вагоны. Строительство комплекса затянулось из-за логистических проблем поставок оборудования. Однако, к концу года перенос погрузочного пункта в зону, отдаленную от жилого массива, по заверению руководства, состоится.
Не менее важно, что благодаря переходу к транспортировке камня в вагоны, производительность по погрузке увеличится в 2 раза. Это позволит уменьшить объемы хранения гипсового камня на открытом складе, и как следствие, естественный унос взвешенных частиц в воздух.
Еще одним важным моментом является переход на эксплуатацию подвижного состава при перевозке гипсового камня от открытых полувагонов /думпкаров на крытые минераловозы. Этот переход позволил снизить количество пыли, образуемой во время погрузки и транспортировки гипсового камня. Ранее естественный унос гипсовой пыли от транспортировки камня в думпкарах составлял около 300 кг с каждого вагона на всем пути его следования, теперь это исключено. В настоящее время доля минераловозов составляет до 60% от общего количества вагонов.
Также, руководство предприятия выдвинуло требование автоперевозчикам оснастить весь погрузочный транспорт системой тентирования. При перевозке гипсового камня в грузовиках, закрытых тентами, пыль от гипсового камня не попадает в окружающую среду. По словам руководства, требование это жесткое и его исполнение строго контролируется сотрудниками компании при выезде грузового автотранспорта с территории завода.
Экологи также осмотрели производственные цеха предприятия, спустились в шахту и ознакомились с системами очистки. В технологических процессах поверхностных производств и на подземном комплексе шахты используются высокоэффективные пыле-газоулавливающие установки. Степень их очистки составляет до 99%. Это позволяет возвратить обратно в производство 96% уловленной гипсовой пыли от общего образующегося объема.
На данный момент в шахте используется транспорт экологической безопасности класса Евро 5. Этот переход позволил снизить загрязнение рудничной атмосферы, и, как следствие, снижение выбросов в атмосферу через шахтные стволы.