До конца 2023 года на территории муниципального образования может появиться еще одно памятное место: на въезде в село Иван-Озеро будет установлен обелиск в честь большого исторического события, корнями уходящего еще в эпоху Петра I.
Несмотря на то, что город наш по историческим меркам совсем молодой - ему всего 92 года, край родной помнит происходившее здесь почти три столетия назад.
В начале XVIII века по инициативе Петра I на Иван-озере были начаты работы по созданию крупнейшей гидротехнической системы – так называемого Ивановского канала, способного соединить водными артериями Тулу и Воронеж с последующим выходом к Азовскому морю.
Центром строительства стало Иван-озеро. Здесь были сконцентрированы огромные людские и материальные ресурсы. Ежегодно на озере и в устьях рек работали более 20 тыс. человек. В результате были выполнены работы по очистке озера от ила, торфа и грязи. Озеро было углублено, заключено в бассейн, укреплено дамбами и сваями. Русла рек Дон, Шат и Упа тоже очистили, углубили и расширили, по берегам отсыпали дамбы, посадили деревья. Для обеспечения судоходства был устроен 31 шлюз, «сделанный из серого камня». Протяженность водной магистрали насчитывала более 200 верст.
Неоднократно и до начала работ, и в период строительства на озере бывал Петр I (в 1696,1701,1703 гг.). По сохранившемуся свидетельству очевидцев, он «...на Иван-Озеро стремился со всей страстью своей души, которую тут же с нетерпеливым энтузиазмом и горячей энергией вкладывал в преобразование этих мест. Царь сюда не просто приезжал, он здесь работал и «будто гигантским плугом перепахал нашу землю», пишут историки. В 1701 году на Иван-озере для него даже был построен дом, сохранились описания с указанием его размеров.
В 1707 году на Ивановском канале открылось судоходство, и по нему было проведено 300 судов длиной 70-80 футов, шириной 14 футов, с осадкой в воде до 3 футов.
В истории развития страны Ивановская воднотранспортная система явилась плодом колоссального труда и напряжения сотен тысяч людей на протяжении нескольких лет. В суете последующих исторических событий она незаслуженно потерялась и была забыта.
По мнению кандидата исторических наук, заместителя директора по научной работе Музея-заповедника «Куликово поле» Андрея Наумова, «Ивановская водная система в Тульской истории стоит в одном ряду с Куликовской битвой, Ясной Поляной, Тульскими засеками, Оружейным заводом».
Если это событие забудется, это будет преступлением перед памятью людей, которые в свое время героически трудились на создании одного из первых водных путей России. Таково мнение группы наших земляков – представителей Морского клуба города, которые выступили с инициативой увековечить место строительства и начала Ивановского канала. Они многое взяли на себя, в том числе разработку памятного обелиска, его создание, то есть обелиск будет установлен за счет спонсорских средств. На нем будет написано: «Во славу великого труда россиян при сооружении Ивановского канала» и «В честь посещения Петром I Иван-озера в конце ХVII - начале XVIII вв.».
Идея прошла процедуру рассмотрения и обсуждения на заседании комиссии по увековечению памяти выдающихся граждан и памятных событий в истории муниципального образования. 25 октября ее на своем заседании поддержали депутаты городского Собрания – обелиску быть!
По материалам «Новомосковской правды»