Управление Роспотребнадзора по Тульской области напоминает, что режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток.
От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.
Большую часть суток школьники находятся в семье. Поэтому родители должны знать гигиенические требования к режиму дня школьника и правильно организовать условия, в которых школьник готовит домашние задания, отдыхает, питается, спит, так, чтобы обеспечить наилучшее осуществление данной деятельности или отдыха.
ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
7.00 Подъем
7.00-7.30 Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет
7.30-7.50 Утренний завтрак
7.50-8.20 Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе
8.30-12.30 Занятия в школе около 11 Горячий завтрак в школе
12.30-13.00 Дорога из школы или прогулка после занятий в школе
13.00-13.30 Обед
13.30-14.30 Послеобеденный отдых или сон
14.30-16.00 Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе
16.00-16.15 Полдник
16.15-17.30 Приготовление домашних заданий
17.30-19.00 Прогулки на свежем воздухе
19.00-20.00 Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.)
20.00-20.30 Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия - чистка одежды; обуви, умывание)
20.30-7.00 Сон
УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА
Начать день необходимо с утренней зарядки. Ее не случайно называют зарядкой, она снимает сонливость и «заряжает» организм бодростью на весь день. Гимнастические упражнения следует проводить в хорошо проветренной комнате, в теплое время года — при открытом окне или на свежем воздухе.
Тело по возможности должно быть обнажено (заниматься надо в трусиках и тапочках), чтобы организм одновременно получал воздушную ванну.
Предпочтительнее упражнения, воздействующие на разные группы мышц.
Выполнять их надо в определенной последовательности:
• потягивания
• упражнения для рук и плечевого пояса
• упражнения для туловища и ног (по совету школьного врача в гимнастику включаются упражнения, исправляющие нарушения осанки)
• прыжки и бег
• успокаивающее дыхание.
Продолжительность зарядки в зависимости от возраста от 10 до 30 минут. Постепенно упражнения усложняются, темп движений ускоряется.
Комплексы упражнений желательно менять каждые 7-10 дней.
ПИТАНИЕ
Питание обучающихся должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающее использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.
Ежедневно в рацион питания следует включат мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи).
Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня.
Для обеспечения физиологической потребности в витаминах допускается включение в рацион продуктов, обогащенных витаминами и минеральными солями.
Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5-4 - х часов.
Распределение калорийности по приемам пищи в процентном отношении должно составлять:
• завтрак – 25%,
• обед – 35%,
• полдник –15% (для обучающихся во вторую смену – до 25%),
• ужин - 25%.
Нужно приучить школьника соблюдать правила личной гигиены и приема пищи:
• мыть руки перед каждым приемом пищи
• есть не спеша
• не разговаривать во время еды
• не читать во время еды.
Регулярный прием полноценной пищи при соблюдении всех гигиенических правил является залогом здоровья.
ОТДЫХ ПОСЛЕ ЗАНЯТИЙ
Вернувшись из школы, ребенок должен пообедать и обязательно отдохнуть без чтения книг и просмотра телевизора.
Перерыв между учебными занятиями в школе и началом приготовления уроков дома должен быть не менее 2,5 часов.
Большую часть этого перерыва школьникам необходимо гулять или играть на открытом воздухе, слабым и часто болеющим детям рекомендован дневной сон длительностью 1-1,5 часа.
САМОПОДГОТОВКА
Многие родители заставляют своих детей готовить домашние уроки тотчас по приходе из школы. В этих случаях школьник, не успев отдохнуть после умственного труда в школе, сразу получает новую нагрузку. В результате быстро появляется усталость, скорость выполнения заданий снижается, запоминание нового материала ухудшается и, подготовка уроков занимает многие часы.
Самоподготовку следует начинать с 16 часов.
Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжелых, переходя к более сложным предметам.
Обучение должно быть и в случае отсутствия домашнего задания и направлено на закрепление школьных знаний.
При выполнении домашних заданий, так же как и в школе, через каждые 45 минут следует делать перерыв на 10 минут, во время которого нужно проветрить комнату, встать, пройтись, хорошо сделать несколько дыхательных гимнастических упражнений.
Для занятий у ребенка должно быть свое рабочее место, оборудованное столом, стулом, полочкой для книг, настольной лампой.
Мебель необходимо подбирать в соответствии с ростом ребенка (при росте 100-115 см высота стола и стула должна быть соответственно 46 и 26см, 115-130 см – 52 и 30 см, при 130-145 см - 58 и 34 см, 145-160 см - 64 и 38 см, 160-175 см- 70 и 42 см, выше 175 см - 76-46 см).
Стол следует ставить ближе к окну так, чтобы свет падал слева.
На окне не должно быть высоких цветов и сплошной занавески, так
как это ухудшает освещение рабочего места.
При занятиях в условиях искусственного освещения стол необходимо дополнительно освещать настольной лампой, ставя ее спереди и слева.
Электрическая лампа должна быть закрыта абажуром для предупреждения попадания лучей света в глаза.
Во время подготовки уроков не должно быть отвлекающих моментов (телевизор, радио, разговоры).
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ
Свободное время ребенок может использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телевизионных передач и др.).
Длительность просмотра телепередач - не более 1,5 часов 2-3 раза в неделю.
Лучшим времяпрепровождением будет прогулка на свежем воздухе.
Весьма полезны занятия в кружках, спортивных секциях, клубах, при этом длительность таких занятий возможна в пределах 1-2 часов в начальной школе, 2-3 часов – 4-8 классы и 3-4 часов – в старшей школе.
Ребенок может заниматься не более чем в двух кружках.
Подвижные игры дают хороший оздоровительный эффект. Обратите внимание на плавание, лыжный спорт, велоспорт и другие секции в зависимости от склонностей ребенка.
Хорошо дисциплинируют командные игры: волейбол, баскетбол, футбол. Не забывайте о танцах. Не игнорируйте и занятия лечебной физкультурой в школе, если доктор считает их необходимыми.
НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ и ПОМОЩЬ СЕМЬЕ
Нужно учесть, что в свободное время дети должны оказывать посильную помощь в семье (уборка жилья, мытье посуды, садово-огородные работы). Это касается как девочек, так и мальчиков.
Некоторые родители совсем не привлекают детей к работам по обслуживанию семьи и даже к обслуживанию самого себя (чистка ботинок, платья, уборка постели, пришивание воротничка, пуговиц и др.). Этим они допускают большую ошибку. Каждого школьника надо приучать помогать семье и прививать любовь к труду.
Ответственность ребенка за поливку цветов, вынос мусора, мытье посуды и др., правильно понимаемая, станет важнейшим режимным моментом и поддержит психику ребенка, как полноправного члена семьи.
СОН
Очень важным фактором в режиме дня школьника является сон.
Ночной сон является продолжительным отдыхом, устраняющим утомление, которое проявляется к концу дня, и восстанавливающим силы организма.
Продолжительность сна для 7-летних школьников должна составлять 12 часов в сутки, из которых один час лучше отводить на послеобеденный сон, школьников 8-9 лет должна быть не меньше 10,5- 11 часов, 10-11 лет -10 часов, 12-15 лет - 9 часов и для учащихся старшего возраста - 8-8,5 часов.
Чтобы обеспечить и быстрое засыпание, и легкое пробуждение, ребенок должен всегда ложиться и вставать в одно и то же время.
Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату .
Полезен сон при открытой форточке , к чему ребенка следует приучать с лета, при этом кровать должна стоять на расстоянии не ближе 2 метров от окна, чтобы холодная струя воздуха не попадала на спящего. Наиболее оптимальная температура воздуха жилой комнаты -18°С.
Школьник должен спать в отдельной кровати, соответствующей размерам его тела , что дает возможность поддерживать мускулатуру в расслабленном состоянии в течение всего сна, т. е. лучше обеспечивает отдых всего организма.
Быстрому засыпанию мешают шумные игры, споры, рассказы, так как вызывают сильные эмоциональные переживания. У значительной части детей имеет место недосыпание, связанное с ранним началом занятий в первую смену, поздним отходом ко сну (продолжительное время приготовления уроков, длительный просмотр телевизионных передач, поздний ужин).
Систематическое недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам.
Хроническое недосыпание является основой для формирования неврозов, вегетососудистых дистоний, снижает умственную и физическую работоспособность. Особенно этот негативный эффект проявляется у ослабленных детей.
С режимом ребенка необходимо знакомить как можно раньше. Нет лучше помощника в зарядке, чем рядом занимающийся папа. Невозможно оставить ребенку обед и надеяться, что тот сам скушает его в срок. Каждый шаг рядом с ребенком должен вначале совершаться кем-то из взрослых.
Во-вторых: все правила распорядка должны соблюдаться вместе взятые. Невозможно поднять ребенка на зарядку, если вечером он лег в 23.30 после просмотра фильма ужасов.
И третье: ничто так ни нарушает распорядок, как время, когда нечем заняться.
До определенного возраста любящие родители, ложась спать, должны думать, все ли они сделали для ребенка сегодня и как организовать его завтра.