Во II квартале доля российских семей, доходы которых позволяют покупать лишь еду и одежду, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась незначительно – до 49,9% против 49,5%. При этом почти две трети (64%) молодых семей, где возраст супругов составил от 18 до 25 лет, заявили о нехватке денег на другие товары, помимо еды и одежды, выяснили аналитики международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, проанализировав опросные данные Росстата об уровне оценки домохозяйствами своего финансового состояния. Год назад доля молодых пар, у которых все деньги уходили на еду и одежду, была на треть меньше – 49,7%. При этом во II квартале 2019 г. молодые семьи считались более благополучными по сравнению с многодетными, неполными семьями или семьями пенсионеров.
Несладко пришлось в кризис и неработающим пенсионерам – среди них позволить себе что-либо, кроме еды и одежды, не могли 62,4% (годом ранее – 58,8%). А вот семьи с детьми, особенно многодетные, в первую волну пандемии стали жить лучше. В этой категории доля респондентов, заявивших о наличии трудностей при покупке товаров длительного пользования, сократилась в годовом выражении на десятую часть до 50,5%. Авторы исследования объяснили это тем, что именно данная категория граждан получила существенные выплаты от государства, пишут «Ведомости».
Одной из причин того, что молодые семьи больше других финансово пострадали в кризис, авторы исследования считают тот факт, что молодые люди часто выбирают работу в сфере услуг, а она больше всего пострадала из-за карантинных ограничений и падения спроса. «При этом молодые супруги, у которых еще нет детей, не получили той помощи, которую государство оказало семьям с детьми. Кроме того, при оптимизации штата часто под сокращение попадают молодые специалисты. Не будем забывать также, что у молодежи в большинстве случаев отсутствуют накопления на черный день», – сказала президент FinExpertiza Елена Трубникова.