В концертном зале Новомосковского музыкального колледжа им. Глинки с большим успехом прошел концерт ансамбля скрипачей «Prima Vista». Коллектив исполнил ряд произведений, рассчитанных на искушенного ценителя скрипичной музыки, а также и популярные мелодии. Секретами успеха молодого ансамбля поделилась его создатель и руководитель Марина Митракова.
- Марина Витальевна, что коллектив ваш молод – это неоспоримо хотя бы по внешнему виду участников. Как и когда родилась идея его создания?
- Практически с самого начала моей педагогической деятельности в Новомосковской музыкальной школе № 1. После окончания училища я стала подумывать о том, что хорошо бы попробовать поработать с моими учениками не только сугубо индивидуально, но и поиграть вместе. Мои занятия на протяжении 10 лет с великим педагогом Галиной Степановной Турчаниновой, конкурс имени которой совсем недавно завершился в нашем колледже, и полученные от нее знания никак такому желанию не противоречили.
Мои ученики были детки маленькие, как солисты ничего из себя еще ничего не представляли, и чтобы они скорее осваивались, практиковалось проведение множества концертов. Представьте себе: красиво одетые малыши выходят группой на сцену под аплодисменты зрителей-слушателей – их пап и мам. Страх и стеснение исчезают. Так что это не только работало для меня на осуществление мечты – создание ансамбля, - но и существенно помогало в работе.
- Но тогда о настоящем скрипичном ансамбле с его нынешним мелодично-звонким названием еще не было речи?
- Конечно, нет. Дети приходили, выучивались, уходили. На смену приходили другие. Нормальная преемственность поколений в нормальной педагогической деятельности. Когда я начинала работать, много по-настоящему одаренных скрипачей не было. Поэтому подготовка настоящих профессионалов занимала меня все больше и больше. Надо было очень много работать именно индивидуально. В общем, в какой-то период, лет 10, об ансамбле я не очень-то думала. Но в один прекрасный момент у меня оказался особенно сильный класс. Дело шло к выпуску. И у нас появилась совместная мысль – а что бы нам взять и просто не поиграть всем вместе! Взяли ноты… В общем, втянуло. Но те девчонки очень скоро учебу окончили и ушли в жизнь. А положительный опыт и желание его продолжить остались. И пришли другие.
- С этого момента и началось рождение «Prima Vista»?
- Можно и так сказать. Новенькие тоже оказались крепенькими такими, талантливыми, работоспособными. Не могла не взяться за создание ансамбля. Кроме того, нас вдохновил опыт нашего симфонического оркестра, который поехал по городам-весям, в том числе за рубежом, а нам тоже хотелось! Ансамбль родился. Правда, название было другим, простеньким. Но каких-то успехов удалось добиться. Ансамбль под уже официальным названием «Prima Vista» («С первого взгляда» – итал.) вышел на сцену в 2014 году.
- И, как известно, не только на сцену родного колледжа…
- Да, но дебютировали все же на родной сцене. А потом… Теперь уже есть чем похвалиться. За несколько лет побывали много где. Первый состав ансамбля, еще не с нынешним названием, выступил на конкурсе «Венский вальс» в Австрии, это 2011 год. Потом были конкурс «Душа России – Кострома», Казань (фестиваль «Слияние культур»), Калининград («Золото Балтики»), Санкт-Петербург («Салют талантов»), Суздаль, «Звучит Москва» в доме-музее Шуваловых, где взяли первую премию, Рязань. Практически везде лауреатство, а то и Гран-при, как в Минске, например. В январе нынешнего года – Суздаль, очень серьезный Всероссийский конкурс музыкантов-исполнителей «Музыка. Талант. Открытие». «Prima Vista» - лауреат I степени.
- Как определяется репертуар ансамбля, твердой рукой руководителя или коллегиально?
- Конечно, я прислушиваюсь к пожеланиям ребят. Есть такие произведения, которые играть просто необходимо. Много играем классики по специальности, но с удовольствием исполняем и популярные вещи. Ребята молодые, конечно, хочется им легкости, романтичности. Я и не против. Так что здесь все в порядке. На конкурсах играем репертуар более сложный, строгий, требующий высокого профессионализма, чтобы получить соответствующую оценку жюри. Но в концертных программах – произведения разной степени сложности.
- Вопрос, относящийся не только к вашему ансамблю, а к поддержанию и развитию музыкальной культуры и творчества в целом. Некоторые направления, инструменты не имеют былой популярности либо постепенно утрачивают ее. Как дела с молодыми, подающими надежды скрипачами? Не обеднеет ими земля новомосковская?
- Талантливые дети есть всегда. Другое дело – вовремя их найти. И почему именно новомосковская? Я езжу по окрестным городам, осуществляя кураторскую работу, мы проводим конкурсы, концерты и тем самым отслеживаем появление замечательных ребят. Вот совсем недавно нашли девочку, пять лет, выступила на небольшом конкурсе, а недавно и на конкурсе Турчаниновой. Живет в Узловой. И такие дети есть. Причем мама ее отнюдь не скрипачка. При музыкальных школах существуют группы раннего эстетического развития, в них чуть ли не с трехлетнего возраста можно заняться пением, игрой на музыкальном инструменте, английским языком. Так что талант можно не только найти, но и начать его развивать в самом раннем возрасте. Было бы желание, главное, самого ребенка, ну и, конечно, родителей – сделать из него культурного образованного человека.
- Творческие планы каковы? Намерены покорить еще какую-либо музыкальную столицу?
- Есть у нас совместный с ребятами «секретный» план, подробностей разглашать не имею права. В летние каникулы поехать в какой-нибудь курортный город – поплавать позагорать, посмотреть на красоты и, конечно, позаниматься. А уж потом продолжать покорять.
По материалам «Новомосковской правды»