17 июня 1968г. в своей комнатке в коммуналке скончался старый, забытый поэт. Жил он настолько бедно, что пришлось собирать вещи по соседям, чтобы прилично одеть мертвеца для последнего пути. А 48 лет спустя его рукописный альбом со стихами ушёл на аукционе за 293 000 евро. Звали этого человека Алексей Елисеевич Крученых.
В жизни поэта-футуриста были взлеты и падения, слава и забвение. В дореволюционной прессе его имя не исходило со страниц скандальной хроники. Так на "Первом в России вечере речетворцев" Крученых, усевшись во время своего доклада в кресло спиной к публике, выпил стакан чая, остатки выплеснул на стену произнеся: "Так я плюю на низкую чернь!"
В двадцатые Крученых продавал рукописи Велимира Хлебникова, оставшиеся у него после смерти поэта, отмеряя их линейкой как суконщик в лавке и занимался литературной критикой. В тридцатые его перестают публиковать, живёт впроголодь ходит незваным к коллегам по литературному цеху и просит денег под угрозой чтения своих стихов вслух.
Пик его жизни - премьера футуристической оперы "Победа над солнцем", где Крученых - автор либретто, Малевич - декоратор. В то время они творят вместе, художник совместно с поэтом сочиняет стихи, а поэт ищет возможность наиболее полно их визуализировать. В каком-то смысле Крученых может по праву считаться соавтором «Черного квадрата».Знаменитый «Квадрат» Малевича впервые возник в декорациях к «Победе над солнцем» как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат вместо солнечного круга.
Крученых был и остаётся одним из основателей перформанса и потрясателем основ. В этой роли Алексей Елисеевич зашёл дальше всех в русском культурном пространстве. Но, он не понял того что было ясно для Малевича, Хлебникова или Хармса. Разрушение очевидности в искусстве должно приводить к рождению новых, призрачно-элегантных, многовариативных связей в структуре художественного творения. Крученых обезличивал слово, пытался низвести его до уровня звукового потока. Куда направить этот поток, что предпринять чтобы он смог существовать в эстетическом поле на одном уровне с великими произведениями прошлого? На этот вопрос, Алексей Елисеевич ответа не нашёл. Но ведь были прозрения на грани гениальности! Как верно описано состояние русской деревни в 21-22м годах XX века в стихотворении «Голод». Насколько четкие и яркие картины встают перед глазами при чтении «Зимы»:
Вью-ю-ю-га - сту-у-у-га...
Стугота... стугота!..
Убийство без крови...
Тифозное небо - одна сплошная вошь!..
Но вот
С окосевшиx небес
Выпало колесо
Всеx растрясло
Лиxорадкой и громом
И к жизни воззвало
XАРКНУВ В ТУНДРЫ
ПРОНЗИТЕЛЬНОЙ
КРОВЬЮ
ЦВЕТОВ...
Совместно с Малевичем он пытался визуализировать, превратить звук в картину. Поэтому следуя в русле их творческого поиска демонстрацию "Чёрного квадрата" стоит сопровождать стихами Алексея Крученых:
Дыр бул щыл
убещур
скум
вы со бу
рл эз.
Завершу словами талантливого современного поэта Сергея Кузнечихина:
«Дыр бул щыл» –
Это хлеще Баркова,
Ломоносов сморкается в букли.
Стихотворец послал на три слова,
Всё равно, что послал на три буквы.