Бетховен был оригинальным, сложным в общении человеком, его манеры оставляли желать лучшего. Он не любил расчесывать волосы, одевался нарочито небрежно. Кроме глухоты (слух он потерял в 27 лет) с юных лет композитора беспокоила оспа, тиф, заболевание кожи, а в зрелые годы он болел ревматизмом, анорексией и циррозом печени, что тоже не добавляло жизнерадостности. Однако к близким Бетховен всегда относился с искренней заботой. «Ни один из моих друзей не должен нуждаться, пока у меня есть на кусок хлеба» - говорил он.
Особые чувства восхищения великий австриец питал к Гете, часто писал музыку на его стихи, а заветной мечтой стало написать партитуру к «Фаусту».
Довольно долго их знакомство было заочным, по переписке. Летние месяцы 1811 и 1812 годов Бетховен проводит в курортном чешском городке Теплице, здесь состоялась встреча двух гениев.
Гёте посетил Бетховена. Поначалу он был им покорен: «Более сосредоточенного, энергичного, проникновенного художника я еще никогда не видал. Я вполне понимаю, что он должен занимать необыкновенную позицию по отношению к миру». Но несколько дней спустя произошли события, приведшие к разрыву их отношений.
Вот как это описывается общей знакомой Бетховена и Гете Беттины Бретано. Императрица и австрийские герцоги были в Теплице и оказывали много внимания Гёте. Он изложил это Бетховену в торжественно-скромных выражениях. «Э, что там! - сказал тот. - Вы не должны так делать, этим вы не делаете ничего хорошего. Вы должны бить их по носу всем тем, что вы из себя представляете, иначе они этого не заметят.
Я поступал с ними иначе: когда я должен был дать урок эрцгерцогу Рудольфу и он заставил меня ждать в передней. Когда он меня спросил, почему я так нетерпелив, я сказал: «Я потерял время в передней и не могу быть теперь терпеливым».
После этого он меня больше не заставлял ждать.
В это время им повстречались императрица и герцоги с целым придворным штатом, тогда Бетховен сказал Гёте: «Идите, как прежде, под руку со мною, они должны нас пропустить, а не мы их».
Гёте придерживался иного мнения: он высвободил свою руку и, сняв шляпу, стал сбоку, в то время как Бетховен, с засунутыми в карманы руками, прошел между герцогов и их свиты и лишь слегка дотронулся до шляпы, когда они расступились, чтобы дать ему дорогу, дружески приветствуя его. Подождав Гёте, который пропустил их мимо себя с глубокими поклонами, Бетховен сказал: «Я вас ждал, потому что почитаю и уважаю вас, как вы этого заслуживаете, но тем лицам вы оказали слишком много чести».
Гёте очень изысканно попытался поставить Бетховена на место и когда тот, отыграв свои импровизации для поэта, вызвался проводить его, Гёте вежливо ответил: «Не надо меня провожать, я давно слышал экипаж, остановившийся перед домом». Бетховен не на шутку оскорбился: как можно прислушиваться к стуку копыт и ждать отъезда, когда звучит его музыка!
Позже Бетховен говорил об этом так: «Я думал встретить царя поэтов, а встретил поэта царей».
Гёте же отзывался еще более категорично: «Этот Бетховен - малоприятная и совершенно необузданная личность. Разумеется, человек он проницательный и умный, и трудно не согласиться с ним, когда он утверждает, что этот мир отвратителен. Однако я вынужден заметить, что присутствие в этом отвратительном мире господина Бетховена вовсе не делает мир более привлекательным».
Незадолго перед смертью Бетховен, сильно нуждаясь в средствах, в письме к Гёте, просил походатайствовать перед герцогом Веймарским, чтобы тот подписался на его Торжественную мессу, и напоминал о посвящении Гёте своей кантаты «Морская тишь и счастливое плавание». Поэт ничего не ответил ни на присланное произведение, ни на письмо.
Неблагодарное занятие спорить с гениальным создателем «Фауста», но все же хочется верить, что музыка великого композитора смогла сделать наш мир более привлекательным.