Управление Роспотребнадзора по Тульской области в связи с проблемами, возникшими у ряда российских туроператоров из-за невозможности ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» осуществлять перевозку в полном объеме, напоминает туристам об их праве на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом, в том числе услуг по перевозке.
По имеющейся у нас информации, в Новомосковске немало туристов, которые столкнулись с проблемами из-за банкротства авиакомпании. Тульский областной Роспотребнадзор рассказал, что можно предпринять.
Иск о возмещении реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору, может быть предъявлен туристом туроператору либо туроператору и страховщику (гаранту) совместно.
Следует иметь в виду, что ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (статья 9 Закона об основах туристской деятельности). В связи с этим по спорам, возникающим при осуществлении чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, надлежащим ответчиком и исполнителем договора перевозки с потребителем признается туроператор. Таким образом, если туроператор не представляет туристу (оплатившему договор полностью) подтверждения оказания каких-либо услуг, входящих в тур (авиабилеты), турист может требовать от туроператора оказания данных услуг в обязательном порядке либо возврата денег за весь договор полностью.
Важно понимать, что как таковое опасение туриста по поводу того, что оплаченная им услуга не будет оказана, само по себе страховым случаем не является. Не относится данная причина и к существенным изменениям обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора, перечисленным в статье 10 Закона об основах туристской деятельности. Поэтому туристам необходимо дождаться даты начала тура и, только если оператор не выполнит свои обязательства, обратиться нему или к его финансовому гаранту за компенсацией.
В случае необходимости туристы, находящиеся на отдыхе за рубежом, могут обращаться за помощью в Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «ТУРПОМОЩЬ» (www.TourPom.ru), по адресу: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 47, телефон «горячей линии» (495) 981-51-49 (круглосуточно), 8-800-100-41-94 (круглосуточно). «ТУРПОМОЩЬ» обеспечивает оказание экстренной помощи туристам в случаях невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Если исполнитель отказывается удовлетворить соответствующие требования в добровольном порядке, спор в соответствии со статьей 11 ГК РФ разрешается в судебном порядке.
За дополнительными разъяснениями туристы также могут обращаться на «горячую линию» Управления по телефону 55-55- 50.