В настоящее время множество людей испытывает неудовлетворенность жизнью, политической и социальной обстановкой. Где кроется причина неустройства общества? Можно ли улучшить жизнь в нашей стране?
29 декабря по православному церковному календарю - День памяти пророка Аггея.
Аггей был первым пророком, проповедовавшим после возвращения евреев из семидесятилетнего Вавилонского плена. Вавилонское царство пало под ударом войск персидского царя Кира II Великого. Он разрешил евреям вернуться в Палестину и восстановить свое государство, вассальное Персидскому царству.
Однако, как часто бывает в истории, общий подъем вскоре сменился глубоким разочарованием, особенно после смерти в 530 году Кира Великого и прихода к власти его деспотичного, склонного к припадкам безумия сына Камбиса. Социальная жизнь возвратившихся из Вавилона иудеев никак не налаживалась: народ не мог выйти из бедности, его постоянно преследовали неурожаи и прочие несчастья. Но главное, за два десятилетия после Вавилонского плена иудеи так и не восстановили Иерусалимский храм.
Тогда Аггей по Божьему вдохновению выступил перед еврейским народом со своим пророчеством. Пророк произнес короткую и простую речь, которая расставила по своим местам. Аггей сказал своим соплеменникам: «Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька... Ожидаете многого, а выходит мало». Далее он объясняет, почему иудеям ничего не удается, за что им все эти бедствия и неудачи: «За что? - говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому».
В человеческой жизни должна быть четкая иерархия ценностей. У современников Аггея эта иерархия оказалась искажена: земное оказалось для них выше небесного, свое личное - Божьего. При таком извращенном порядке, разумеется, и общественная жизнь не могла устроиться должным образом.
Еврейский народ услышал проповедь Аггея и под руководством царя Зоровавеля и первосвященника Иисуса принялся за восстановление Храма.
Вторую речь пророк Аггей произнес уже после начала строительства. В ней он высказывает две важные идеи. Первая - участие в восстановлении Храма само по себе не может освятить и оправдать человека, если он сам не изменит свою жизнь ради служения Богу и ближним. Вторая - пророк еще раз возвещает о приходе Спасителя: «придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою». Христос пришел в Иерусалимский храм и проповедовал в нем, воистину наполнив его Своею славой.
Книга пророка Аггея необыкновенно актуальна и для современной России. По мнению православных историков, иудея времен пророка Аггея в чем-то похожа на нашу страну. Семидесятилетний срок советской власти в России был тоже временем своеобразного вавилонского пленения. С крушением этой власти у многих возникла надежда, что сейчас всё как-то само собой наладится. Конечно, за последнее время в России восстановлены и построены тысячи храмов, но множество православных церквей особенно в провинции до сих пор остаются заброшенными.
Но дело даже не в оставленных храмах, а именно в искаженной иерархии ценностей нашего общества. Храм Божий, жизнь во Христе в этой иерархии занимает у нас едва ли не последнее место, далеко после обустройства своей личной жизни, каких-то политических и экономических вопросов. В этом мы похожи на тех, кому проповедовал Аггей. Вряд ли мы можем ждать чего-то хорошего в нашей стране, пока не прислушаемся к словам пророка и к евангельским словам: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё [остальное] приложится вам».
Предлагаем читателям некоторые мудрые высказывания о жизни одной из самых влиятельных женщин XX столетия - матери Терезы, отвергшей себя ради Божьих ценностей и проявлявшей на практике самоотверженную любовь к ближним. Любовь, которая способна изменить сердца людей, принадлежащих к самым различным сословиям и социальным группам:
***
Нам не нужны ружья и бомбы. Чтобы победить зло, нужны любовь и сострадание
***
Если вы начнете судить людей, у вас не хватит времени на то, чтобы любить их
***
Жизнь - это шанс, не упусти его.
Жизнь - эта красота, удивляйся ей.
Жизнь - это мечта, осуществи ее.
Жизнь - это долг, исполни его.
Жизнь - это игра, так играй!
Жизнь - это любовь, так люби.
Жизнь - это тайна, разгадай ее.
Жизнь - это трагедия, выдержи ее.
Жизнь - это приключение, решись на него.
Жизнь - это жизнь, спаси ее!
Жизнь - это счастье, сотвори его сам.
Жить - стоит. Не уничтожай свою жизнь!
***
Я просила сил, а Бог послал испытания
Я просила у Господа забрать мою гордыню,
А Бог сказал мне: "Нет".
Он сказал, что гордыню не забирают,
От нее отрекаются.
Я просила у Бога даровать мне терпение,
А Бог сказал мне: "Нет".
Он сказал, что терпение - результат испытаний,
Его не дают, а заслуживают.
Я просила Бога даровать мне счастье,
А Бог сказал мне: "Нет".
Он сказал, что дает благословение,
А буду ли я счастлива, зависит от меня.
Я просила Бога уберечь меня от боли,
А Бог сказал мне: "Нет".
Он сказал, что страдания отделяют человека
От мирских забот и приближают к Нему.
Я просила у Бога духовного роста,
А Бог сказал мне: "Нет".
Он сказал, что дух должен вырасти сам.
Я просила у Бога помочь мне любить других,
Так же, как Он любит меня,
А Бог сказал: "Наконец-то ты поняла,
О чем надо просить..."
Я просила сил, а Бог послал испытания,
Чтобы закалить меня.
Я просила мудрости, а Бог послал проблемы,
Над которыми надо ломать голову.
Я просила мужества, а Бог послал опасность.
Я просила любви, а Бог послал
нуждающихся в моей помощи.
Я просила благ, а Бог дал мне возможности.
Я не получила ничего из того, что просила.
Я получила все, что мне было нужно