Погода сегодня

Днем 0° ночью 0°

Завтра 0°

Курсы валют

USD 92.506 −0.786

EURO 98.912 −0.6491

12+

Пятница, 26 апреля 2024 г.
Политика Общество Экономика Происшествия Культура Спорт Слухи Бизнес
Полная версия сайта

Опрос

В какие учреждения здравоохранения Вы чаще обращаетесь за медицинской помощью?
7%
17%
62%
12%
2%

Точка зрения

Архив рубрики

Мы VKontakte


Рубрика: Интервью

Интервью с космонавтом Александром Лазуткиным

01 декабря 2014 17:39

Александр Иванович Лазуткин - летчик-космонавт России, Герой Российской Федерации, обладатель множества медалей и орденов Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки, дал интервью информационному агентству «Новомосковск Сегодня».

Александр Иванович является неординарным, разносторонним и, в то же время, удивительно скромным человеком. В 1997 году он совершил полет по программе «Мир» продолжительностью 184 дня 22 часа. Он зарекомендовал себя не только как профессионал своего дела, достигший высоких результатов в космических исследованиях, но также сумел стать профессиональным спортсменом и получить разряд по спортивной гимнастике и парашютному спорту.

Александру Лазуткину еще в детстве пророчили успех в спортивной карьере, но он, вопреки всем ожиданиям, предпочел для себя другой путь.

- Александр Иванович, почему все же космонавтика? Откуда у Вас появилось желание стать космонавтом?

Потому что в детстве, во-первых, книжки читал. Мне нравилась фантастика. Раньше в фантастике описывали, как люди открывают другие миры. А где находятся другие миры? Они там - в космосе. Вот и я хотел открыть то, чего нет на Земле. Поэтому космонавтика прочно села с детства в моей голове.

- Обязан ли космонавт заниматься каким-либо видом спорта?

Космонавт не обязан быть профессиональным спортсменом. Он должен заниматься физической культурой для того, чтобы быть здоровым и полноценно развитым, иметь определенные параметры, чтобы спокойно переносить нагрузки, которые на него выпадут.

- Как проходит физическая подготовка космонавта? Какие ее основные элементы?

Вся физическая подготовка космонавта направлена на то, чтобы все факторы космического полета, которые воздействуют на человека, свести к минимуму. Есть специальные вестибулярные тренировки на «Центрифуге». Важен и общий тонус организма. Должны хорошо работать сердечнососудистая система, мозг. Этому способствуют кроссы, плавание, подвижные игры. Я предпочитал заниматься гимнастикой на спортивных снарядах, прыгать на батуте и т.д. Это доставляло мне удовольствие.

Есть еще интересные виды тренировок. Нас заставляют прыгать с парашютом. В профессиональной деятельности космонавта нет как таковой необходимости в спуске на парашюте. Эти тренировки направлены на то, чтобы укрепить нервную систему и подготовить к работе в стрессовых ситуациях. На Земле трудно самому создать стрессовую ситуацию. А с помощью парашютных прыжков - легко. Тебя выбрасывают из самолета на высоте 3 км, и ты летишь, не открывая парашюта, до 700 м. Пока ты летишь, тебе дают разные задания: описать то, что видишь, провести комментарий, решить арифметические задачки на сложение-вычитание. Когда ты приближаешься к земле, в голове срабатывает: «Тебе либо спасаться, либо задачки решать». Тем самым нас готовят к возможным непредвиденным ситуациям в космосе, чтобы мы не поддались панике, а могли собраться с мыслями, благополучно провести все необходимые операции и спастись.

- Как проходит психологическая подготовка? Что она в себя включает?

Любая подготовка космонавта направлена на то, чтобы психологически адаптировать его к трудностям. Мы сдаем экзамены. Это психологический стресс, потому что мы должны их сдать на «пятерку». Чем больше у тебя «пятерок», тем больше шансов полететь. Наличие «четверок» говорит о том, что ты что-то не доучил. Когда экипаж направляют в полет, люди должны быть уверены, что они посылают экипаж, который выполнит эту задачу. На экзаменах цель преподавателя, а их, как правило, несколько (бывало и десять человек), убедиться в том, что ты хорошо владеешь предметом, и найти те темы, которые ты не доучил. Таким образом, идет своеобразное соревнование.

Мы регулярно проходим медицинское обследование. Очень сложно быть все время здоровым, сложно психологически. Специалисты смотрят на все твои параметры. Ученые мужи должны тебя выпустить умным человеком, а врачи - здоровым. И ты живешь в этом мире между молотом и наковальней. Ты обязан усвоить огромное количество знаний за короткий промежуток времени, и при этом сохранить здоровье. При 18-часовой умственной нагрузке в день необходимо найти время, чтобы заняться физкультурой, именно в том объеме, который снимет психологическую и умственную усталость. А еще нужен полноценный сон.

- Сколько длится сон космонавта?

Составляется специальный план работы на день, чтобы соблюдались все нормы: девятичасовой сон с 23:00 до 8:00; время на завтрак, обед и ужин; время на физкультуру - час в первой половине дня, час - во второй; время на подготовку ко сну. Но могут сложиться разные ситуации. На протяжении нашего полета мы традиционно спали по четыре часа. Это было связано с большим объемом работы.

- Как проходила ваша адаптация в космосе, ведь непросто находиться в изолированном космическом корабле столь длительное время?

Я думаю, что в качестве одного из примеров можно привести ощущения любого заключенного в камере. Когда летишь в космос, на самом деле, замкнутый объем не оказывает влияния, потому что нас к этому постоянно готовят. Адаптация происходит на уровне физиологии, потому что на Земле мы ходим, а там - летаем. Это две большие разницы для организма. Во-первых, раздувается голова, потому что кровь становится легкой и из ног идет в голову. Увеличивается не череп, а окружность головы, разглаживаются все морщинки. Люди становятся неузнаваемыми. У тебя развиваются сильные головные боли, с каждым днем все больше и больше болит поясница. Организм должен понять, что ему делать. Со временем он начинает привыкать. Такой период занял у меня около десяти дней. Были и вестибулярные расстройства, и приступы тошноты, которые все время усиливались. Я думал: «Господи, если бы я знал, что все так плохо, ни за чтобы не полетел. Я хочу домой». И это в голове у человека, который всю жизнь хотел полететь. Но видно, нас настолько хорошо подготовили, что я смог пережить адаптацию и полноценно погрузился в работу.

- Чего больше всего Вам недоставало в космосе?

На самом деле у меня не было как таковой грусти по Земле. Каждую неделю тебе устраивают видео-сеансы с родными и близкими. Сейчас со станции ты можешь позвонить куда угодно, на любой мобильный, любому человеку и разговаривать с ним, сколько угодно.

Пища, которую дают космонавтам, очень разнообразная. Мне надоело только одно - вскрывать упаковки. К концу полугодового полета я подумал: «Лучше одну банку открою и буду есть только эту пищу». Это был цыпленок с рисом, которым я питался в течение месяца.

Сейчас космонавты уже по-другому воспринимает полет в космос. Я восемьдесят шестой космонавт. Для тех, кто был до нас, это было впервые - каждый раз шаг в неизвестность. Сейчас мы летим в космическую экспедицию, как в командировку. Мы знаем, что нас там примут, что все дни расписаны. Ты знаешь, какую работу ты сделаешь и когда ты вернешься. Опыт и знания, полученные предыдущими космонавтами, закладываются в тебя на подсознательном уровне.

У меня был такой парадокс. Я очень боялся, что буду волноваться перед стартом: «Это же первый полет». Решил даже ночью не спать, но уснул. Когда проснулся, подумал: «Сейчас будет завтрак. Последний на Земле». Позавтракал, мы сели в автобус. Едем на старт. Даже сердце не дрогнуло от мысли: «А вдруг я уже не вернусь?». Надели скафандры. С нас снимают сапоги на входе в корабль. У меня только мысль такая: «Сапоги останутся здесь, а я улечу». Я залез в корабль. Спокойно сижу. Пульс стабильный - до 70 ударов. Страха не было совсем. И это меня поразило. А потом я нашел определение: я летел туда, куда знаю. Оказавшись в космосе, я не увидел ничего нового. Даже грустно от этого стало. С сожалением думаю: «Вот и Земля круглая и такая же красивая. И вообще все, что я вижу, уже в кино видел». А сейчас можно в интернете с помощью Google спуститься на Землю, походить по улицам любого города, над вулканом пролететь. Поэтому и воспринимается психологически все очень просто.

Когда пришло время нашего возвращения на Землю, я подумал: «Если ребята скажут, что одного из нас нужно оставить на второй срок - я знал, что командир очень хочет вернуться домой - то ответил бы: «Я остаюсь»

Самые интересные новости за день в нашем Telegram Перейти в Telegram

Комментарии