В январе 2017 года Центробанк России провел очередной опрос среди граждан страны по вопросу: на чем вы экономите в условиях экономических трудностей? Лидерами по «снижению показателей» оказались отдельные продукты питания, а также отдых и покупка дорогой бытовой техники, пишет портал «Бизнес 71».
Но начнем обзор результатов опроса с ответа на другой вопрос. Он - главная сенсация опроса. Оказалось, что 30% россиян (и, соответственно, туляков) не снизили свои потребности и не уменьшили расходы на покупки товаров или оплату сервисных услуг. Они питаются в прежнем режиме, посещают кафе и рестораны, ходят в театры, ездят отдыхать за пределы России, отдают детей на платные учебные курсы, пользуются услугами коммерческих медицинских центров, покупают престижную парфюмерию, автомобили, модную одежду и обувь, проводят дорогой ремонт жилья.
Это - откровенный парадокс. Потому что - если верить опросам и исследованиям по уровню жизни туляков - только 12-17% из них могут себе сегодня позволить такое «внекризисное» поведение. У остальных на это не должно хватать денег. Объяснение может быть только одно: немалая часть жителей нашей области (около 12-15% от общей численности) «залезла» в свои сбережения и понемногу тратит их для сохранения прежнего уровня потребительского поведения. Как долго это продлится? Неизвестно. Либо кризис быстрее кончится, либо сбережения.
Теперь про тех, кто реально и заметно экономит. Менее всего туляков (лишь 3-7% от опрошенных) оказалось среди тех, кто снизил потребление хлеба, сахара-соли, растительного масла, круп, макарон. А также уменьшил траты на бензин, детские товары, ремонт автомобилей, урезал семейные тожества, покупку обычной мебели, сотовых телефонов, компьютеров, прочих гаджетов. Тот же минимум - среди земляков, рискнувших экономить на лечении, образовании для детей.
Каждый десятый - в числе экономящих на посещениях ресторанов, покупках лекарств, алкоголя, бытовой химии, домашней техники типа кухонных комбайнов, холодильников, автоматических стиральных машин, а также относительно дорогой парфюмерии, натуральных соков, кофе-чая, сигарет и прочих табачных изделий.
Около 15-20% туляков резко урезали свои потребности по всему перечню молочных продуктов - от молока и кефира до сметаны, сыров и масла. Вот это плохо. Ибо туляки и без того - одни из самых «скромных» в России потребителей «молочки». Значит, усугубляем вред для здоровья. Примерно столько же сограждан отказались от шоколада и прочих кондитерских излишеств. Тут мы явно переедали, так что зубы и фигуры - целее будут. Увы, в той же пропорции - люди, отложившие поездки в санатории и туристические путешествия. Причем, не только за пределы России, но и - внутри нее.
О других печальных рекордах. Каждый четвертый житель области заметно снизил потребление фруктов, овощей, зелени. Тоже - по всему спектру. Очень нехорошо. Тут же - теперь уже бывшие любители сосисок, колбас, мясных копченостей и дорогих сыров. Если вместо этих продуктов они стали потреблять охлажденную курятину, индюшатину, телятину - нормально. Однако гораздо больше тех, кто вернулся к дешевым замороженным «суповым наборам», низкосортному ливеру и куриным импортным «ножкам Буша». Однозначно плохо.
И товары - рекордсмены по урезанию потребления. Каждый третий туляк отказался от покупки свежего охлажденного мяса (говядина, телятина, свинина, баранина), а также свежей и слабосоленой рыбы, включая любимую нами атлантическую сельдь. Кстати, эта же тенденция коснулась рыбных и мясных консервов. Про икру - молчим. Она снова - диковинный деликатес. Как и многие представители фруктов из разряда цитрусовых.