Вот уже полгода, как новомосковцы разделились на две категории: те, кто платит за центральное отопление по базовому нормативу, и те, кто вынужден платить больше, с повышающим коэффициентом. Как обстоят дела после ввода этих коэффициентов, какие возникают сложности и преимущества, пишет "Новомосковская правда".
Введением повышающих коэффициентов, законодатели хотели стимулировать жителей к установке приборов учета и, таким образом, экономии энергоресурсов. Но в отношении тепловой энергии оно пока привело лишь к тому, что часть жителей просто стала платить больше остальных.
Кому не повезло
Все наши дома, по словам начальника управления ЖКХ муниципальной администрации Марьяны Никандровой, можно разделить на две категории. Это, во-первых, дома, в которых в соответствии с федеральным законом № 261 необходимо установить приборы учета, и дома, которые не подлежат обязательному оснащению ими.
В отношении тепла повезло домам небольшим, потребляющим тепловой энергии меньше, чем две десятых гигакалории в час - к ним согласно закону повышающий коэффициент не применяется и теплосчетчики в них ставить не обязательно.
Дома, потребляющие тепла больше установленного минимума и подлежащие обязательному оснащению общедомовыми теплосчетчиками (их в городе порядка 400), тоже можно поделить на категории. Это дома, в которых счетчики уже установлены по ранее реализованным программам, и дома, теплосчетчиками еще не оснащенные.
Причем, что интересно, далеко не во всех «оприборенных» домах люди платят за отопление по счетчику. Из нескольких десятков общедомовых теплосчетчиков, стоящих в новомосковских домах, в эксплуатацию введены лишь 22. В остальных, несмотря на наличие прибора учета, люди не переходят на расчеты по нему, предпочитая платить за отопление по нормативу с повышающим коэффициентом - то ли в силу инертности, то ли из-за недостатка информации, то ли из-за неверия в экономию.
А есть ли экономия?
Между тем, утверждает Марьяна Александровна, экономия при расчетах по теплосчетчикам будет. Это показал предварительный анализ данных в тех домах, жители которых платят за отопление по прибору учета. Так вот, там - а провели пока анализ в домах без горячего водоснабжения, с одним отоплением - потребленное тепло в итоге может обойтись жителям даже дешевле, чем тем, кто платит по нормативу. И уж конечно, по счетчику заплатят они куда меньше, чем по нормативу с повышающим коэффициентом.Только надо учитывать, что при оплате по теплосчетчикам нет разбивки на 12 месяцев: жители платят за тепло лишь в течение отопительного сезона, с октября по апрель. Поэтому у них, особенно в самые холодные зимние месяцы, плата за отопление будет выше, чем в аналогичных домах без счетчиков. Но летом, с мая по сентябрь, люди будут освобождены от платы за отопление.
По итогам отопительного сезона можно будет точнее посчитать, какая получится экономия. И тогда, уже вооружившись точными данными, управление ЖКХ намерено активно «тормошить» не раскачавшихся еще жителей на предмет установки теплосчетчиков или ведения в эксплуатацию уже имеющихся.
Дело сложное, но нужное
Конечно, установка общедомового теплосчетчика - дело непростое и недешевое: его стоимость вместе с монтажом может достигать нескольких сотен тысяч рублей, не говоря уже о головной боли со сбором и оформлением документов. Может быть, именно поэтому многие предпочитают пока платить по нормативу с повышающим коэффициентом. Но ведь последний, согласно закону, имеет тенденцию к увеличению. И если сейчас в нашем регионе повышающий коэффициент составляет 1,2 к базовому нормативу, то со временем он может вырасти до 1,6. То есть жители в домах без теплосчетчиков при имеющейся технической возможности их установки будут платить на 60% больше базового норматива. Понимая это, люди начинают задумываться об установке теплосчетчиков.
Проще всего это сделать жителям тех домов, которые собирают деньги на капремонт на свой специальный счет. Таких домов со спецсчетами, по словам Марьяны Никандровой, в городе около сотни. И уже сейчас их жители могут использовать собранные средства для установки приборов учета. Для начала надо провести собрание собственников и принять решение об установке теплосчетчика. В остальном поможет управление ЖКХ: и в диалоге с фондом капремонта, и с оформлением технической документации, и с предоставлением списка подрядчиков, занимающихся этими работами. «Мы обязательно поможем, нам нужно только желание и согласие людей», - говорит Марьяна Александровна.
Помимо этого, установку приборов учета (в том числе теплосчетчиков) предусматривает программа капремонта. И городские власти последовательно «пробивают» вопрос о том, чтобы региональный фонд капремонта при планировании различных видов работ в домах обязательно закладывал бы и установку общедомовых приборов учета, в частности, теплосчетчиков.
Кто должен устанавливать?
На сегодняшний день обязанность «оприборивания», если жители не сделали этого сами, лежит, согласно 261-му ФЗ, на ресурсоснабжающих организациях, в нашем случае - на Новомосковской тепловой компании. Именно там должны были предложить людям установить приборы учета, а потом в рассрочку взыскать с них плату за это. Но вот уже полгода люди платят компании за отопление с повышающим коэффициентом (который и должен использоваться на мероприятия по энергосбережению, в том числе установку счетчиков), однако пока даже по тем домам, жители которых сами обратились в НТК по поводу установки теплосчетчиков, дело если и движется, то с большим скрипом. «Люди провели собрания, оформили протоколы, направили их в тепловую компанию, но, к сожалению, ответа от тепловой компании нет», - говорит Марьяна Александровна. На одном из недавних совещаний в администрации Новомосковской тепловой компании была поставлена задача назвать конкретные сроки установки приборов учета хотя бы в домах, где жители выразили желание их установить.
Если возможности нет
Ну а если жители считают, что в их доме просто нет технической возможности поставить счетчик - что делать им? В таком случае, разъясняет Марьяна Александровна, коммунальные службы могут выйти в этот дом с повторной проверкой и совместно с жителями, управляющей и тепловой компаниями провести обследование. Если отсутствие технической возможности установки прибора учета подтвердится, об этом будет составлен акт, и тогда повышающий коэффициент в таком доме начисляться не будет.
ЗАКОН
Приложение № 1 к приказу Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 29 декабря 2011 г. N 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения»
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета
...2. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
...5. В отношении многоквартирных домов (жилых домов или помещений), для которых Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 19, ст. 2291, N 31, ст. 4160, ст. 4206; 2011, N 29, ст. 4288, ст. 4291, N 30, ст. 4590, N 49, ст. 7061, N 50, ст. 7344, 7359, N 51, ст. 7447) установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов учета имеется.