Информацию для неплательщиков взносов на капитальный ремонт разместила сегодня пресс-служба городской администрации.
В сообщении в частности отмечается, что наряду с добросовестными и законопослушными собственниками, которые ежемесячно оплачивают взносы на капремонт, некоторые владельцы помещений (жилых или нежилых) в многоквартирных домах муниципального образования до сих пор не решили для себя: платить или не платить за капитальный ремонт? Ответ на этот вопрос поможет найти приведенный ниже анализ действующего Российского законодательства.
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ и п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений (жилых или нежилых) в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри жилого или нежилого помещения, обслуживающее более одного жилого или нежилого помещения.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно п. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также взносов на капитальный ремонт.
Согласно п. 3 ст. 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений (жилых или нежилых) в этом доме с момента возникновения права собственности на данные помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
В судебной практике разъяснено, что собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения не освобождает собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Учитывая ситуацию с неплатежами взносов на капремонт, складывающуюся в настоящее время в муниципальном образовании город Новомосковск, специалисты регионального фонда капитального ремонта Тульской области (далее - Фонд) приступили к формированию информационной базы по каждому собственнику, которая даст возможность выявить злостных неплательщиков и начать в их адрес претензионно-исковую работу.
Согласно действующему законодательству, Фонд будет вынужден принимать соответствующие меры, а именно - направлять досудебные претензии, а затем - судиться с должниками. И речь здесь идёт не только о жителях, но и о государственных органах и учреждениях, юридических лицах и предпринимателях. Досудебные претензии получат не только собственники жилых, но и нежилых помещений, которые также обязаны оплачивать взносы.
Отметим, что в сообщении, размещенном на сайте городской администрации по какой то причине не указывается позиция верховного суда, что если дом, на момент приватизации квартиры в нем, нуждался в капермонте, то капремонт должен сделать за свой счет бывший наймодатель, то есть государство (ст. 16 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"; далее - закон о приватизации). "
Конкретизируя данное положение закона, ВС РФ указал, что платить за капремонт приватизированного жилья собственники должны лишь тогда, когда бывший наймодатель (то есть государство) исполнит свои обязательства по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (вопрос 5 Обзора законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2007 года, утв. постановлением Президиума ВС РФ от 1 августа 2007 г.).
Вот что говорится об этом на сайте "Виртуал юрист" : "На это обратил внимание и Верховный суд РФ в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года». В Обзоре ВС РФ указывает, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность по выполнению капремонта. Значит, если собственники жилья в многоквартирных домах начнут обращаться в суд с требование обязать бывшего наймодателя провести капитальный ремонт, суды должны будут удовлетворять эти требования. Конечно, в указанном Обзоре ВС РФ напомнил, что с 1 марта 2005 года собственники должны сами нести расходы по капремонту. Но акцент сделан на то, что сначала капремонт должен произвести бывший наймодатель, а уж последующие - за счет средств собственников".
Кроме того, резонанс вызывает и тот факт, что в законе прописала обязанность гражданина платить за капремонт, но не понятно с какого момента: то ли когда капремонт уже выполнен, то ли до капремонта.
Ведь за жилищно-коммунальные услуги мы платим ежемесячно по факту, так как мы их потребляем.
Если дело дойдет до суда, то удовлетворение судом требований собственников по ст. 16 закона о приватизации может существенно сказаться на муниципальном бюджете или бюджете региона (в зависимости от того, в чьей собственности находился дом до приватизации).
Что касается судебной практики, то как рассказывается на сайте "Гарант Крым", в Омске объем требований по удовлетворенным искам о проведении капремонта за счет муниципалитета еще несколько лет назад в три раза превышал годовой бюджет города. Иными словами, суды выносили решения в пользу жителей города и обязывали местные власти провести капремонт за свой счет. Другое дело, что для этого нужны десятки триллионов рублей, которых ни в федеральном, ни в региональных, ни в муниципальных бюджетах нет.
Пока плата за капремонт - новшество в наших квитанциях, трактовка закона властями и гражданами не всегда однозначна, а значит точку в этом вопросе поставит лишь суд...