Погода сегодня

Днем 0° ночью 0°

Завтра 0°

Курсы валют

USD 93.292 +0.0399

EURO 99.561 +0.1961

12+

Четверг, 25 апреля 2024 г.
Политика Общество Экономика Происшествия Культура Спорт Слухи Бизнес
Полная версия сайта

Опрос

В какие учреждения здравоохранения Вы чаще обращаетесь за медицинской помощью?
7%
17%
62%
12%
2%

Точка зрения

Архив рубрики

Мы VKontakte


Рубрика: Экономика

"Тула, Московская область" - правда или быль?

11 сентября 2012 11:04

В газете «Ведомости» приведено интервью с заместителем мэра Москвы Андреем Шароновым по различным вопросам развития московской агломерации. В интервью упоминается и Тульская область.

— Сейчас Москва как раз работает над стратегией своего развития до 2025 г. Проект документа кажется очень размытым.

— Одна из идей стратегии состояла в том, чтобы описать основные вызовы, которые стоят перед городами в ближайшие 20-30 лет. Мы старались выявить противоречия и уже на их основе сказать, куда двигаться. Очевидно, что в Москве, как и во всех городах мира, сокращается трудоспособное население, оно стареет. Что мы делаем? Либо мы продолжаем создавать привлекательные условия для приезжих, либо меняем структуру экономики, которая снижает потребность в низкооплачиваемых и малоэффективных рабочих местах. Предпочтительнее, конечно, выглядит второй путь — Москва крупнейший мегаполис, производительность труда у нас выше, чем в целом по России. Но нужно осознавать, к чему это приведет. В Москве 6,2 млн рабочих мест, из них москвичами занято 4 млн. И места, занятые приезжими, не самые высокооплачиваемые.

— Это все очень красиво звучит. Но ведь бизнес развивается там, где ему комфортно и на него есть спрос?

— Да. В частности, есть убеждение, что власти города могут взять и вывести промышленность за его пределы. Реальность же такова, что собственники предприятий сами решают, переезжать им из города или нет. Город может влиять на эту ситуацию — через экологию, субсидии, новые возможности для редевелопмента. Идея в том, чтобы сохранить промышленные зоны как источник рабочих мест, а с другой стороны — необязательно тех, что изначально там были. Но при этом не оставлять их промышленными резервациями, а идти по принципу смешанного использования. Весь мир уже отказался от того, чтобы строить промышленные районы, спальные районы и т. д.

- А как же популярная теория про города-спутники?

— Она, кстати, сейчас оспаривается. Многие урбанисты говорят о том, что плотность — то, чего мы сильно боимся, — наивысшая ценность, с ней только нужно научиться работать. Плотность является условием разнообразия. В городе на 500 000 человек вы можете найти 30 сортов колбасы и прочих продуктов и услуг, в городе на 1 млн — 150, а на 10 млн — 4000 сортов. Какие-то будут делаться в единичном экземпляре по сумасшедшим ценам, но на них будут покупатели. Это отличает развитый мегаполис, и это делает его фантастически привлекательным для элит, для высокооплачиваемых специалистов, потому что они могут найти то, что не найдут в маленьком городе. Оборотной стороной, конечно, является ритм, который многих утомляет, тем не менее и с этим пытаются бороться.

Продвигается идея смешанной застройки — в небольшом районе должны быть все виды разрешенного использования: образование, жилье, рабочие места, парки, здравоохранение и т. д. Это повышает комфорт — все находится в пешей доступности. В прошлом веке в городах жило 20% населения, сейчас — 50%. И к2050 г. — 75%. Главенствует тенденция появления агломераций и мегагородов. Американские урбанисты предполагают, что города в США к2050 г. будут объединены в 10 агломераций, одна из которых может включать территорию от Бостона до Нью-Йорка.

— В прошлом году Москва почти стала агломерацией — расширилась до Калужской области. Недавно завершился конкурс по развитию московской агломерации, выбраны победители, однако их проекты не будут реализованы — власти намерены использовать их предложения. В кулуарах конкурсанты говорили, что власти все равно освоят территорию так, как считают нужным.

— Если бы власти города не были заинтересованы в новых идеях и проектах по развитию московской агломерации, они не потратили бы столько времени на конкурс. На участие в нем претендовало 75 мировых архитектурных бюро, отобрали 10, которые работали в Милане, Большом Париже, Нью-Йорке, Барселоне и других городах. Его основная задача — получить много векторов развития, красивых идей.

— А Москва не сильно торопится? К Большому Парижу готовились шесть лет.

— У нас ситуация немного другая — было принято политическое решение, которые мы пытаемся реализовать. Этот конкурс был посвящен не новым территориям Москвы, а стратегии развития московской агломерации.

— Что такое, по-вашему, московская агломерация?

— Это совокупность населенных пунктов, которые объединены прежде всего ежедневной трудовой миграцией, единством транспортной системы, инженерной и т. д. Это Москва и часть области. Участники конкурса как раз говорят, что к2025 г. московская агломерация выйдет за пределы области — будет включать Тверь, Тулу, Калугу. Сейчас развитие железных дорог идет в таком направлении, что движение пригородных пассажирских поездов со скоростью150 кмв час будет реальностью. Это означает, что из центра Твери до центра Москвы можно доехать за час, а от Бутова — за час пятнадцать. То есть можно иметь квартиру в Твери и приезжать работать в Москву.

— Главной идеей расширения был переезд чиновников, чтобы разгрузить от транспорта центр Москвы. Сейчас про вероятность переезда говорят все меньше и меньше. Если решение о переезде не будет принято, что будет делать город?

— Пока мы находимся в гипотезе, которая обсуждалась у президента и премьера, что федерация рассмотрит проект перевода части чиновников на новые территории. Для этих целей создается акционерное общество, в уставный капитал которого будут внесены недвижимость, которую занимают федеральные органы власти. Совершенно очевидно, что одна Москва без участия федеральных органов власти такой проект не осилит.

— Москва просчитывала свои затраты на развитие новых территорий? Страшно не становится?

— Конечно, это огромные деньги. Понятно, что по одежке протягиваешь ножки. Все это будет сказываться на темпах освоения этой территории. На развитие инфраструктуры иннограда «Сколково» запланированы значительные траты как из федерального, так и городского бюджета. Это плата за то, что российская Кремниевая долина будет частью Москвы. С другой стороны, сейчас нам придется вкладывать деньги, а дальше те резиденты, которые будут там работать, станут инвестировать в Москву, в создание дорогих рабочих мест, а это налоги в бюджет.

— Москва развивает территорию ЗиЛа как инновационную, есть Зеленоград. Присоединены Сколково, Троицк. Они не начнут между собой конкурировать?

— Они все — «про разное» и не сильно рассчитывают на городское финансирование. Скажем, Зеленоград и Троицк участвовали недавно в конкурсе на создание федеральных кластеров. Зеленоград попал в первую группу, которой будут давать гранты. Троицк попал во вторую группу, которая получит гранты в рамках существующих федеральных программ. Это очень серьезные драйверы, которые должны сделать Москву центром притяжения для интеллектуальной элиты, важно, чтобы она здесь оставалась.

 

 

 

Самые интересные новости за день в нашем Telegram Перейти в Telegram

Разместить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий

Войти с помощью соцсетей

Комментарии