Погода сегодня

Днем 0° ночью 0°

Завтра 0°

Курсы валют

USD 91.779 0

EURO 98.027 0

12+

Понедельник, 29 апреля 2024 г.
Политика Общество Экономика Происшествия Культура Спорт Слухи Бизнес
Полная версия сайта

Опрос

В какие учреждения здравоохранения Вы чаще обращаетесь за медицинской помощью?
7%
17%
62%
12%
2%

Точка зрения

Архив рубрики

Мы VKontakte


Рубрика: Культура

Новомосковские школьники узнали о традициях предков на интерактивной выставке

26 марта 2024 10:02
Фото: Новомосковская правда

Чем деревенским жителям заниматься в межсезонье – когда урожай уже собран, а весенние полевые работы еще не начались? Нам кажется - только на печке лежать и пироги жевать. А ведь это далеко не так! Даже сто и двести лет назад люди занимались полезными хозяйственными делами в любые дни.

А какими именно делами, рассказала сотрудник новомосковского Центра традиционной народной культуры, менеджер по культурно-массовому досугу Ольга Лапина, с которой мы встретились на интерактивной выставке предметов быта и костюмов «Веретено времени».

Бить баклуши - не значит бездельничать!

В давние времена этим словом называли деревянные заготовки - чурочки для изготовления посуды и столовых предметов. Это могли быть ложки, ковши и многое другое. В заготовке специальным инструментом выбивалось углубление нужной формы, которое зависело от назначения утвари. Работа эта считалась легкой, особенно в сравнении с прочим крестьянским трудом, поэтому выражение «бить баклуши» и стало впоследствии синонимом безделья.

А еще бить баклуши можно было и в качестве развлечения. Одной такой игре и научила Ольга Лапина юных посетителей выставки.

Игра в палочки

На тыльную сторону ладони игроки кладут сначала по одной деревянной палочке (потом это количество будет увеличиваться). По команде нужно взмахнуть рукой и поймать палочку в воздухе. Уронивший палочку игрок выбывал. Несмотря на простоту, игра требует большой сноровки и ловкости, особенно когда число палочек становится больше пяти.

Эх, лапти мои, лапотушечки! До чего же хороши, как игрушечки

Пока весенние полевые работы еще не начались, самое время позаботиться об обуви. Люди побогаче могли себе позволить купить на ярмарке сапоги или валенки. Но самой обычной обувью, которую мог себе позволить каждый, оставались лапти. Их плели из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и др. В Тульской губернии плели в основном лапти из липового лыка.

Плетением лаптей на Руси мужчины занимались зимой, когда они не были заняты на других работах. Лаптей нужно было сплести за зиму очень много. «Добрый мужик в худую пору изнашивал в одну неделю не меньше двух пар лаптей» (из записок этнографа Сергея Максимова). И это было мужское ремесло. Мужчина в каждом доме обеспечивал лаптями всю семью, да и на продажу можно было сплести немало.

Собираясь в дорогу, крестьяне брали с собой дополнительные пары лаптей: «В дорогу идти – пятеры лапти сплести».

Школьники, гости интерактивной выставки, на себе испытали легкость и удобство старинной русской обуви. Правда, с первого раза правильно надеть лапти у ребят не получилось, ведь лапти не тапки, тут есть свои хитрости. Для начала необходимо обернуть ноги в холщовые портянки, потом надеть лапти и закрепить их на ноге с помощью кожаных «поворозов» или веревочных «оборов».

Получилось у ребят не очень аккуратно, но зато было весело. А позже школьники признали, что обувь у далеких предков была удобная. Хотя кроссовки как-то привычнее.

Как принарядился, так и возгордился

Пока мужчины в семье занимались своими хозяйственными делами, женщины тоже не отставали. Самое время было подготовить наряды и главное - успеть к одному из самых веселых праздников на Руси – Масленице. В эти дни нужно было показать себя во всей красе. И тут все зависело от таланта и трудолюбия рукодельницы.

Костюм крестьянок Тульской губернии отличался своеобразием и самобытностью. И повседневным, да и праздничным костюмом был поневный комплект, главными элементами которого являлись рубаха и понева (поясная женская одежда, род шерстяной юбки. Она состояла в основном из трех полотен ткани шириной 35 см, расположенных вертикально, в итоге образующих вытянутое четырехугольное полотнище).

Поневы были клетчатые, в основном темно-синие или черные. В Тульской губернии особенно нарядными считались красные поневы.  А молодые девушки могли украсить заднее полотнище розетками из ярких лент, собранных на пуговицу или бусину, или квадратами из ткани с тремя бубенчиками. Все это шилось, вязалось и вышивалось вручную.

Сложным в изготовлении был и головной убор. В Тульской губернии это была «сорока» - шапка из нескольких частей, расшитая лентами, бисером и украшенная вышивкой. Целое произведение искусства!

В преддверии новой жизни

Как только зима близилась к концу и световой день становился длиннее, на Руси отмечали семейный праздник – Починки.

Следуя поговорке «Готовь сани летом, а телегу зимой», хозяева принимались за ремонт сельскохозяйственного инвентаря.

Причем роли каждого члена семьи были расписаны заранее. Старики сразу же принимались за ремонт конной упряжи, чинили сбруи. Их сыновья брались за сохи, бороны и другой инвентарь, внукам доставалось что-либо полегче, например, починка лавок и табуретов.

Работали дружно, всей семьей, находя посильное дело и малым, и старым: «В Починки дед встает чуть свет — чинит сбрую летнюю да соху столетнюю». Отремонтированную упряжь не без гордости вывешивали на видном месте — мы, мол, к пахоте и севу готовы. Да и хозяйки в это время без дела не сидели: готовили, стирали, перебирали вещи в сундуках.

Расчиная Починки, крестьяне помнили: чем раньше примешься за хозяйство — тем больше весне угодишь. Тянуть с Починками до настоящих теплых дней хорошему хозяину не пристало.

В этот день всегда готовили специальное блюдо — саламату – жидкую, разваренную до состояния киселя кашу или мучную болтушку с добавлением жира или молочных продуктов. В Тульской губернии часто готовили кашу на гречневой муке и заправляли шкварками.

После сытного обеда, чуть передохнув, хозяева принимались за починку сараев и хлевов, в которых содержалась живность. Хватало работы и в курятниках, где каждый год приходилось чинить или обновлять жердочки для птицы. Женская половина семьи доделывала то, что не успела, после чего просушенные и проветренные платья, сорочки, кофточки складывали обратно в сундук. После этого девушки с мамами отправлялись на праздничные посиделки, а бабушки с младшими внучками оставались дома, чтобы заменить соломенную подстилку, которую использовали в качестве набивки для матрасов. Те, у кого было такое богатство, как перьевые подушки, перебирали перо, убирая свалявшееся и добавляя свежее.

На посиделках было весело. Рукодельницы устраивали своеобразные конкурсы мастерства, подшучивали друг над другом, пели песни. Заканчивались эти посиделки в Починки чаепитием с пирогами.

Веселое настроение было и оттого, что крестьяне понимали, что зима прошла не впустую: все необходимые дела сделаны, и теперь можно спокойно дожидаться весны. Которая наступала у наших предков позже, чем у нас, их потомков – по современному календарю 14 марта. Тогда-то и встречали Новый год, ведь наши предки считали, что весной, когда земля пробуждается, начинается новая жизнь…

По материалам «Новомосковской правды»

 

Фото


Самые интересные новости за день в нашем Telegram Перейти в Telegram

Разместить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий

Войти с помощью соцсетей

Комментарии