Погода сегодня

Днем 0° ночью 0°

Завтра 0°

Курсы валют

USD 94.092 −0.232

EURO 100.532 +0.2529

12+

Пятница, 19 апреля 2024 г.
Политика Общество Экономика Происшествия Культура Спорт Слухи Бизнес
Полная версия сайта

Опрос

В какие учреждения здравоохранения Вы чаще обращаетесь за медицинской помощью?
7%
17%
62%
12%
2%

Точка зрения

Архив рубрики

Мы VKontakte


Рубрика: Культура

Рукам - работа, душе - праздник

27 июня 2020 09:55

Ручное ткачество – одно из древнейших ремесел, один из самых распространенных видов русского народного искусства. «Какова нить, такова и жизнь» - говорили в народе и подходили к процессу создания ткани очень ответственно.

Ремесло или искусство?

Ремесло производства ткани возникло еще в каменном веке. Судя по результатам археологических исследований, изначально ткацкие изделия представляли собой плетеные предметы, выполненные из травы, полосок кожи животных и их жил. Первое приспособление для производства примитивных видов ткани появилось около пяти тысяч лет до нашей эры. Тогда его появление стало настоящим эволюционным скачком в производстве одежды и предметов быта.

Примитивные модели первых механизмов, которые использовались для создания ткани, представляли собой простую вертикальную раму. На нее натягивались нити, а ткач, держа в руках больший челнок, пропускал его через основу. Такой процесс был достаточно длительным и сложным: нити приходилось перебирать руками, от этого они часто рвались, а сама ткань получалась слишком толстой. Благодаря примитивным механизмам ткацких установок стали появляться новые предметы одежды, ковры и подстилки. Далее ремесло развивалось и все более совершенствовалось.

Прядение и ткачество на Руси являлись обязательным женским занятием. Независимо от социального статуса ткать, прясть, вязать и вышивать учили каждую девочку с раннего детства. Практически в каждом деревенском доме стоял ручной ткацкий станок.

Каждая девушка должна была самостоятельно приготовить свое приданое - простыни, скатерти, покрывала, полотенца и другие элементы быта и домашнего декора. Во время великих праздников и особенных событий, когда в доме появлялось много людей, каждую комнату наряжали лучшими ткаными работами: на окна вывешивались красивые занавески, стол покрывали лучшей скатертью, а стены украшались различные полотенца. Семейное мастерство бережно сохранялось, улучшалось и передавалось из поколения в поколение. Начиная с полосатого коврика

Вот уже более десяти лет Ольга Фроленко руководит народной студией тканого гобелена в Центре традиционной народной культуры Новомосковска. Занятия в студии проводятся на безвозмездной основе, а осваивать искусство изготовления гобелена дети могут уже с пяти лет.

Сама Ольга оказалась в студии, можно сказать, почти случайно, хотя с детства увлекалась прикладным искусством – училась росписи по дереву. Но, когда узнала, что в Новомосковске открылся кружок ткачества, решила научиться. Своим опытом с начинающей ученицей поделилась первый руководитель студии – Марина Карельская, мастер-самоучка.

«И я осталась продолжать ее дело», - говорит Ольга и признается, что ткачество для нее не просто труд, а еще и большое удовольствие.

Наверное, невозможно определить, насколько это дело – ручное ткачество – трудное.

С одной стороны, работа на большом ткацком станке требует большого мастерства и знаний - одна подготовка к работе может длиться до двух дней. А ведь этой технологии не одна сотня лет! Ольга Фроленко не устает восхищаться талантами наших далеких предков, которые чуть ли не с раннего детства владели таким сложными навыками, требующими и сложных расчетов и кропотливого труда. «Неграмотные крестьяне поумнее нас были!», - с улыбкой говорит мастерица.

С другой стороны, есть и совсем простой способ ткачества – для начинающих, и тут уже все легко: дощечка с гвоздиками. На такой маленькой рамке дети и делают свои первые маленькие гобелены. Начинают традиционно – с полосатого коврика, а затем, когда «набьют руку», рисунок становится сложней. Тогда уже получаются гобелены-пейзажи, которые потом можно забрать на память, а можно из маленьких картинок собрать что-то новое: сумку, покрывало или ковер. Или просто вставить в рамку и повесить на стену, ведь гобелен – это, прежде всего, картина.

К истокам

Сейчас студия переживает новый этап развития. Благодаря тесному сотрудничеству и обмену накопленным опытом с Тульским домом народного творчества Ольга Фроленко узнала, что коллеги сейчас большое внимание уделяют воссозданию традиционного народного костюма, особенно его тульской «версии».

Энтузиасты своего дела супруги Ченцовы дотошно изучают особенности местной традиционной одежды, устраивают экспедиции, встречаются с коллегами. Своим искренним интересом они заразили и Ольгу Фроленко, а та - уже своих воспитанников в студии.

Начали изучение и освоение, казалось бы, с малого - поясков, но это только первое впечатление. На самом деле в народном костюме нет никаких непродуманных мелочей или излишеств: каждая деталь несет как функциональную нагрузку, так и, можно сказать, смысловую.

В том числе и пояс, которым не только подвязывались для удобства ношения, но по особенностям рисунка, цвету, сложности исполнения можно много было узнать о самом владельце этого, казалось бы, простого предмета.

Если совсем углубиться в вопрос оформления, то будет интересно узнать, что народный орнамент – одна из древнейших форм письменности. В отличие от большинства современных декоров, он состоит из вязи, знаков и символов, отражающих гармонию человека с окружающим миром. Большинству из нас сложно воспринимать орнамент как письменность по одной причине – мы не знаем, как его читать. А раньше по одному только свадебному убранству невесты можно было понять, откуда она, какого рода, каким ремеслом славен ее род и многое другое.

Образы, зашифрованные в этой вязи, можно прочесть и сегодня. Так, ромбы и квадраты символизируют землю, плодородие, волнистые линии – водную стихию, знаки, напоминающие елочку, обозначают силу леса.

Особенно легко читаются широко распространенные солярные изображения, они были самыми разными – круги, похожие на колесо со спицами, всевозможные крестообразные фигуры; как их только не называли в народе – конь, ковыль, огнивец, вьюн, конегонь, сверчок, гусень.

Универсален и образ спирали, он символизирует бесконечность Вселенной. За ритмично повторяющимися изображениями цветов, птиц и животных стоят образы духов природы, древних тотемов, мифологических персонажей. За ритмом геометрических фигур скрывается точно выверенная символика формы, цвета, знака, а сам принцип орнаментальной вязи указывает на взаимосвязь всех процессов в мире.

Дети скучают

Сейчас, по понятным причинам, увлекательное «путешествие» в древний мир народного творчества пришлось приостановить, в Центре традиционной народной культуры сегодня - только сотрудники. А вот дети при встрече признаются, что очень скучают по занятиям и ждут, когда они продолжатся.

Зато студийцам-сотрудникам совсем не до скуки: пусть учить им пока и некого, зато есть время чему-то научиться самим. Самое время освоить новые методы творчества, а заодно и пополнить коллекцию экспонатами для предстоящих выставок, фестивалей и ярмарок, где творчество наших новомосковских мастериц всегда вызывает большой интерес и восхищение. И пусть в этом году все мероприятия перенесены, но этот факт уныния не вызывает: все еще обязательно будет.

По материалам "Новомосковской правды"

Самые интересные новости за день в нашем Telegram Перейти в Telegram

Разместить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий

Войти с помощью соцсетей

Комментарии