12+

Среда, 13 ноября 2019 г.
Наш TwitterМы VkontakteМы в Facebook
Погода сегодня

Днем +6° ночью −2°

Завтра +5°

Курсы валют

USD 63.730 −0.0003

EURO 70.421 −0.1278

Политика Общество Экономика Происшествия Культура Спорт Слухи Бизнес
Полная версия сайта

Опрос

На какие средства Вы намерены жить после выхода на пенсию?
1%
90%
2%
2%
1%
4%

Точка зрения

Архив рубрики

Наш Twitter

Мы VKontakte


Рубрика: Культура

Культпросвет: Сад земных наслаждений Иеронима Босха

09 августа 2018 00:00

Босх родился в середине XV века в семье потомственных художников Ван Акенов и почти всю жизнь прожил в родном городе Хертогенбосе, от которого и образовалось его фамилия. Его родной город, Хертогенбос, в просторечии был известен местным жителям как Ден Бош или Босх. Поэтому Иероним решил взять псевдоним в честь родного города. 

Художник никогда не датировал свои полотна и не подписывал их, потому сегодня можно уверенно говорить лишь о трех-четырех десятках его работ. Самые знаменитые из них - триптихи «Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Поклонение волхвов» - хранятся в музее Прадо испанской столицы.  

Творчество Босха было непривычным для своего времени. Одной из самых необычных его работ был триптих «Сад земных наслаждений». Неизвестно, когда именно был создан данный триптих, предположительно он был написан между 1500 и 1510 годом.

В раскрытом состоянии ширина картины достигает почти 4 метра. Многие считают Босха предшественником Сальвадора Дали и новатором сюрреализма.

Триптих был назван по теме его центрального части. Поделив полотно на три части, Босх хотел условно изобразить всю человеческую жизнь - от земного опыта и до загробной жизни. На левой панели размещается рай, на правой - ад. В центре находится сад земных наслаждений. Бытует мнение, что рассматривать картину нужно начинать не с центральной части, а слева направо. Босх якобы изобразил историю человечества, сделавшего свой выбор в пользу греха, и поэтому оно должно расплатиться за это. Сад земных наслаждений - это своего рода потерянный рай.

Искусствоведы считают, что в райском саду изображен 3 день после сотворения мира: это нетронутая земля, на который обитают загадочные существа, среди которых можно увидеть даже единорогов. Большинство историков живописи сходятся во мнении, что на средней панели изображены люди, сошедших с ума за свои грехи.

Множество обнаженных фигур символизируют похоть. Считается, что цветы и фрукты - это не что иное, как временные удовольствия плоти. Предполагают даже, что стеклянный купол, прикрывающий нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло: оно однажды разбивается».В картине встречается скрытый автопортрет Босха. Искусствовед Ханс Бельтинг предположил, что художник изобразил самого себя на панели «Ад», расколотым на две части.

Цвета картины также имеют скрытый смысл. Розовый цвет символизирует божественный источник жизни. Синий цвет относится к земным удовольствиям (к примеру, люди едят синие ягоды из синей посуды и резвятся в синих прудах). Красный цвет изображает страсть. Коричневый символизирует ум. И, наконец, зеленый, который встречается только в «Раю», символизирует доброту.

В изображении Рая присутствуют сцены насилия: рысь несет в зубах добычу, лев нападает на лань, а птица заглатывает лягушку. Искусствоведы предполагают, что таким образом голландский художник показывает истинную природу человека, в которой также есть животное начало.Бог в облике Иисуса Христа изображен на картине молодым, что было нетипично для художников того времени.

В «Саду земных наслаждений» очень много птиц. Это очень тонкая аллегория. Голландское слово «vogel», что в переводе значит «птица», в устаревшем значении переводилось как «половой акт». Босх заполонил пернатыми всё полотно, демонстрируя таким образом склонность человека к разврату.

Дословно правая часть триптиха носит название «Музыкальный Ад». Интересно отметить, что музыкальные инструменты здесь часто выступают орудием пыток: так, один человек распят на арфе, другой придавлен лютней.На пятой точке одного из подвергающихся мучениям грешников Босхом был изображен ряд музыкальных нот. Ученые их увеличили и переписали в современных обозначениях. Так получилась современная версия для фортепиано «600-летней песни из ада».  

Поделитесь ссылкой на новость:  

Разместить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий


Комментарии