Погода сегодня

Днем 0° ночью 0°

Завтра 0°

Курсы валют

USD 92.592 +0.0174

EURO 100.270 −0.1417

12+

Пятница, 29 марта 2024 г.
Политика Общество Экономика Происшествия Культура Спорт Слухи Бизнес
Полная версия сайта

Опрос

В какие учреждения здравоохранения Вы чаще обращаетесь за медицинской помощью?
7%
17%
62%
12%
2%

Точка зрения

Архив рубрики

Мы VKontakte


Рубрика: Общество

В Новомосковске пройдут мероприятия, посвященные подвигу экипажа АПЛ К-8 Северного Флота

25 июля 2014 13:16

Скоро в нашем городе пройдут мероприятия, посвященные подвигу экипажа АПЛ К-8 Северного Флота и нашему земляку матросу Владимиру Фролову, награжденному посмертно орденом Красной Звезды,сообщает газета "Новомоскоская правда".

Почти 45 лет назад ценой 52-х жизней советских моряков-подводников была предотвращена ядерная катастрофа у берегов Европы. В наши дни благодаря свидетельствам оставшихся в живых очевидцев, родственников погибших моряков и поисковиков, стало возможным восстановить историю подвига экипажа. 

Подвиг экипажа.

Находившаяся на боевом дежурстве в Средиземном море подводная лодка уже следовала в обратном направлении, когда поступил приказ об её участии в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях «Океан-70», в которых были задействованы силы всех флотов Советского Союза. К-8 была направлена в район Северной Атлантики.

Вечером 8 апреля 1970 года на пути следования к району учений, когда подлодка находилась севернее Азорских островов, при всплытии К-8 с глубины 160 метров под перископ для сеанса радиосвязи возник пожар в рубке гидроакустиков, расположенной в центральном посту АПЛ. Видя, что пламя вот-вот ворвётся в пост главной энергетической установки (ГЭУ), офицеры наглухо задраили двери, зная, что выхода наружу уже не будет. Погибая в самом начале трагедии, они успели заглушить ядерные реакторы. «Прощайте, не поминайте лихом» - услышали их последние слова в соседнем отсеке, где еще на тот момент сохранялась связь с ГЭУ.

Лодка совершила аварийное всплытие. Через несколько минут вышла из строя силовая электросеть. Отказали системы связи, и командир подлодки не смог сообщить об аварии.

Далее огонь стал распространяться по воздуховодам, и фактически все пять из девяти отсеков, с 3-го по 7-й, попали в опасную зону. В горевших отсеках погибли 14 подводников.

Из носовых отсеков люди смогли выйти на верхнюю палубу. Срочно создавались спасательные команды, подводники, рискуя жизнью, спускались в отсеки, выводя ослабевших товарищей.

Много моряков скопилось в восьмом отсеке. Туда успели выскочить несколько человек из седьмого. Из-за срочного аварийного всплытия заклинило выходной люк, и люди оказались надолго заперты там, внизу. В восьмой из седьмого отсека уже вовсю валил дым и угарный газ, переборка между ними раскалилась. Концентрация угарного газа в отсеке вскоре стала уже смертельной. После вскрытия люка спасательная команда вынесла отравленных угарным газом на верхнюю палубу, и, хотя товарищи пытались спасать вынесенных, число погибших стало стремительно расти. Живых осталось всего четверо. К утру 9 апреля экипаж потерял ещё 16 человек из восьмого отсека, получивших смертельные отравления. В их числе был и новомосковец - электрик Владимир Фролов.

Экипаж до конца боролся за живучесть лодки. Пока не был использован весь запас воздуха высокого давления, продувались кормовые цистерны главного балласта для выравнивания дифферента и поддержания плавучести.

К концу третьих суток с начала аварии к АПЛ К-8 прибыли советские суда. Командир лодки Всеволод Бессонов получил от командования указание любой ценой бороться за спасение лодки. Темнота и разыгравшийся шторм не позволили взять её на буксир. Часть экипажа была эвакуирована на спасательных шлюпках.

Шторм ускорил развязку. На рассвете 12 апреля АПЛ К-8 затонула на глубине 4680 метров вместе с оставшимися на ней моряками. Шторм не дал шансов на спасение никому из них…

Трагическая гибель К-8 стала первой потерей советского атомного флота. Всего погибли 52, спаслись 73 человека. Экипаж АПЛ К-8 сделал главное - предотвратил возможность ядерной катастрофы.

Закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1970 года орденом Красной Звезды награждены все оставшиеся в живых офицеры и все погибшие из экипажа АПЛ К-8. Оставшихся в живых матросов наградили медалью Ушакова. Командиру В. Бессонову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Сегодня К-8 с четырьмя ядерными торпедами на борту всё ещё лежит на дне, в 490 км северо-западнее Испании, вблизи берегов старой Европы.

Автопробег памяти 

В память о подвиге моряков-подводников АПЛ К-8 по инициативе Общества ветеранов подводников 7 дивизии Северного Флота, Университета морского и речного флота им. адмирала Макарова и клуба автопутешественников Санкт-Петербурга во второй половине сентября планируется совершить Автопробег Памяти.

Маршрут автопробега: Санкт-Петербург (храм подводников) – Великий Новгород, пос. Пролетарий, для возложения цветов ранее открытому мемориалу подводнику А. Кульша. Затем - Новомосковск, куда участники автопробега доставят Андреевский флаг и капсулу с морской водой с места гибели АПЛ К-8. После этого ветераны-моряки отправятся в город Донской, почтить память Ю. Машуты, также погибшего на К-8. Затем участники пробега посетят малую родину других погибших на К-8 моряков - в Липецкой области – Н.Комкова и в Воронежской области – Н. Бурцева.

Акция поддержана администрацией Новомосковска и Новомосковским Морским клубом.

Самые интересные новости за день в нашем Telegram Перейти в Telegram

Комментарии:

Лебедев Валерий Анатольевич (31 июля 2014 10:40):
Спасибо Вам за память о нас оставшихся в живых.
Михаил (21 октября 2014 12:21):
Электрик Владимир Фролов, по приказу командования подлодки К-8, должен был заменить меня на боевом посту под номером 5-78-2. Чтобы полноценно заменить- это пройти практику в море и в дальнем походе. Он самостоятельно должен обслуживать электрооборудование левый борт энергетической ядерной установки и ещё должен уметь по команде с боевой рубки швартовать подлодку к пирсу и отшвартовывать. В тот злополучный день (8 апреля в 22-10 ) я встретися с ним и сделал контрольный опрос по вопросам и его действиям. Я понял, что он на 100 процентов готов для моей замены и я могу вовремя демобилизоваться. И после этого он мог идти отдыхать, но вдруг он мне заявил, что хочет пойти в 7 отсек и получше визуально закрепить материал о расположении электрических коробок. Я стал его отговаривать, что поздно и у нас ещё много времени до окончания похода. Я сам отстоял вахту 4 часа и ещё более 3 часов один искал короткое замыкание левого борта подлодки на корпус.Поскольку Фролов был самым ценным матросом на лодке, то командование его постоянно использовало для самых специальных работ, где другие просто не могли выполнить. Поэтому в походе я не очень часто с ним встречался для бесед. Я отпустил его, зная что через 10 минут мы пойдём на всплытие под перископ по сигналу боевая тревога и встретимся в 7 отсеке. Но вместо сигнала *боевая тревога* прозвучал сигнал *аварийная тревога* и больше мы не встретились. Погиб он в 8 отсеке от угарного газа.

Разместить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий

Войти с помощью соцсетей

Комментарии