Погода сегодня

Днем 0° ночью 0°

Завтра 0°

Курсы валют

USD 93.441 −0.6513

EURO 99.580 −0.9519

12+

Суббота, 20 апреля 2024 г.
Политика Общество Экономика Происшествия Культура Спорт Слухи Бизнес
Полная версия сайта

Опрос

В какие учреждения здравоохранения Вы чаще обращаетесь за медицинской помощью?
7%
17%
62%
12%
2%

Точка зрения

Архив рубрики

Мы VKontakte


Рубрика: Летопись истории города

«Полуторка» 239-й стрелковой дивизии – уникальный артефакт войны в Новомосковске наряду с «катюшей»

26 марта 2021 10:58

В ноябре 1941 года 239-я стрелковая дивизия под командованием Г.О. Мартиросяна героически защищала Сталиногорск (южный соцгород, центр современного Новомосковска). Немецкое командование, подтянув сразу четыре дивизии, рассчитывало взять в кольцо и уничтожить защитников города. 24 ноября 1941 года пути снабжения советской дивизии на север к тыловым базам в Серебряных Прудах были отрезаны частями 3-й и 4-й танковых дивизий вермахта: методично уничтожались грузовики с топливом, боеприпасами и продовольствием, безжалостно расстреливались обозы с ранеными. Одна из машин автороты дивизии – ГАЗ-АА («полуторка») – двигалась по льду Шатского водохранилища в сторону Серебряных Прудов. Неожиданно в центре водохранилища она попала под минометный обстрел фашистов.

По воспоминаниям местной жительницы д. Васильевка, в машине приняли бой лейтенант и красноармеец. Их так и нашли погибшими с оружием в руках возле обстрелянной «полуторки». Оккупанты не позволяли захоронить погибших. Однако уже через две недели, по тому же льду Шатского водохранилища в Сталиногорск с севера ворвался 1-й гвардейский кавалерийский корпус генерала П. А. Белова при поддержке танков и «катюш». Тогда местные жители смогли похоронить геройский экипаж полуторки.

По всей видимости, машина простояла на льду до весны 1942-го года и ушла под лед. С машины были демонтированы двигатель и коробка передач, видимо, эвакуационными (трофейными) подразделениями наступающих частей Красной армии.

В 2018 году подводная группа поискового отряда «Д.О.Н» проводила разведку Шатского водохранилища с помощью гидролокатора. Алексею Юлину лично удалось засечь объект на дне на глубине 9 метров. Вскоре дайверы обнаружили легендарный грузовик и обследовали его. Специально для подъема полуторки был построен плавучий кран катамаранного типа и, в августе 2018 года, спустя 76 лет нахождения под водой, машина вновь увидела свет.

По словам Алексея Юлина, кабина не сохранилась, так как была сделана из тонкого металла, а рама, передний и задний мосты, рессоры, карданная передача были в удовлетворительном состоянии. Кузов, сделанный из дубовых досок, сохранился хорошо – стал мореным. В некоторых узлах трансмиссии осталась смазка, которая законсервировала детали от коррозии. Шины Ярославского шинного завода сохранились хорошо – в одной шине даже сохранился воздух 1941 года. Две шины из гусматика были сильно повреждены взрывом. В кузове машины лежали фрикционы от легкого танка.

Алексей Юлин поделился подробностями трехлетнего скрупулезного процесса реставрации:

«Долгий и дорогой реставрационный процесс автомобиля идет своим чередом. Кузов подвергнут консервации. Двигатель заказан в Нижнем Новгороде и проходит обкатку на стенде. Собраны все основные узлы автомобиля – кабина, подвеска, рулевое управление, ходовая часть.

Хотим сохранить все запасные части, которые можно, а недостающие – только тех лет, не современные аналоги».

Что ж, пожелаем его коллективу упорства и удачи, а восстановленной «полуторке» – торжественно проехать в День Победы в Новомосковске в одном ряду с ее героической ровесницей – ракетной установкой «катюша».

Самые интересные новости за день в нашем Telegram Перейти в Telegram

Разместить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий

Войти с помощью соцсетей

Комментарии