Улица Московская – ровесница нашего города. Уже в тридцатые годы вдоль улицы началось строительство каменных домов, через всю улицу проходила железная дорога и был построен первый железнодорожный вокзал. Наименование улице было присвоено решением Сталиногорского горисполкома от 10 августа 1948 года: «Улицу от Госбанка до Шамотного завода именовать Московская». С 1948 года в южной части города впервые начали присваивать имена улицам, до этого город был разбит по кварталам с соответствующей нумерацией домов. Первые названия получили улицы: Комсомольская, Московская, Трудовые резервы, Октябрьская, Свердлова, Маяковского.
Улица Московская выделяется среди других: широкая (100 метров), светлая, зеленая, с бульваром, украшенным клумбами-коврами из цветов, памятниками.
Первый дом на улице Московской был построен в 1931 году (ныне дом № 17 по ул.Московской, магазин «Детки»). В старом доме № 19а (год постройки 1932) располагался горвоенкомат, здание сгорело (на его месте построили торговый центр «Диво»).
В 1935 году началось строительство 55-го квартала. Дома соединялись между собой арками, имели общий двор. В то время в этих домах уже было предусмотрено горячее водоснабжение.
5 декабря 1936 года открыл свои двери прекрасный по своей архитектуре Дворец культуры химкомбината. Настоящий дворец был возведен под руководством архитектора Айвазова, главного инженера Молодцова и прораба Беля. По первоначальному замыслу это здание возводилось как Дом рабочего собрания. Из 20 проектов, поступивших на конкурс, выбран был тот, который мы видим в настоящее время.
Застройка улицы шла ударными темпами. До войны были построены дома №№ 16, 18, 20, 22, 24, 26. Дома выдержаны в едином архитектурном стиле и являются великолепным украшением улицы. На противоположной стороне улицы в этот период были построены главпочтамп и банк.
На месте нынешнего «тупика» находился барачный поселок, метко прозванный народом «рваный хомут», потому что его обитателями были крестьяне, приехавшие на своих клячах из разных мест на строительство города. Это они, сбившись в артели, копали лопатами фундаменты под строящиеся дома и на «грабарках»(телегах) отвозили землю в овраги.
В далеком 1933 году в связи с пуском первой очереди химкомбината, остро встал вопрос о транспорте. В кратчайшие сроки была простроена железнодорожная линия между станциями Урванка и Сборная. Железная дорога проходила по улице Московской, где за неделю силами комсомольцев-энтузиастов под руководством Натальи Зябревой был возведен вокзал с крытой платформой, с небольшим залом ожидания, кассой и буфетом.
Именно отсюда военные эшелоны увозили сталиногорцев на поля сражений, где решалась судьба нашей Родины. Из воспоминаний Серафима Заплаткина, ветерана войны: «Во Дворце культуры, где проходила мобилизация, была организована распродажа всего, что оставалось на продовольственных базах. Солдаты выстроились по Московской улице головой на север. Раздалась команда: «Снять головные уборы для прощания с родным городом! Колонна застыла, у многих на глазах слезы. Некоторые женщины плакали навзрыд…». Позднее, в мае 1990 года на месте бывшего железнодорожного вокзала была установлена информационная доска с надписью: «С этого места в 1941 году уезжали на фронт сталиногорцы. Всего их сражалось за Родину 28 тысяч человек. Пали смертью храбрых 7668 бойцов и командиров».
Осенью 1941 года по улице Московской проходили составы, груженные оборудованием. Это вместе со специалистами эвакуировались заводы на Восток. Люди плакали, ведь увозили то, что было недавно сотворено своими руками.
5 июля 1941 года в одной из старейших школ города – средней школе № 18 был развернут эвакуационный госпиталь. Учебные классы были переоборудованы в палаты, в которых круглосуточно врачи и медсестры боролись за жизнь раненых бойцов.
Война закончилась! Улица Московская торжественно принимала в свои объятия на том же вокзале воинов-победителей. И опять были слезы. Слезы радости от встреч с родными и близкими и слезы печали по тем, кто не вернулся с войны.
В мае 1948 года на улице Московской начали формироваться целые пассажирские составы прямого следования Сталиногорск-Москва. Из воспоминаний жителя города с 1939 года И.Селиванова: «Поезда ходили через день. Первый состав из семи вагонов и одного багажного отправился в 23 часа 50 минут 21 мая 1948 года от платформы Павелецкого вокзала, а в 7 часов 50 минут его восторженно, с оркестром встречали жители нашего города».
В 1948 году по инициативе ГК ВЛКСМ был заложен Городской сад имени 30-летия Комсомола. В октябре 1948 года на субботники и воскресники вышли тысячи молодых представителей многочисленных организаций: крупных предприятий, шахт, учебных заведений, мастера часовой, сапожных мастерских… Необходимо было разобрать старый кирпичный забор, провести планировку аллей, выкопать траншеи для кустарников, лунки под деревья, произвести посадку растений, разровнять шлак…
С 1952 года возобновилось строительство домов вдоль улицы Московской. Дома по четной стороне красиво вписались в архитектурный ансамбль построек 30-х годов. На первых этажах располагались магазины: «Детский мир», «Машенька», «Минутка», «Школьник», «Весна»…
В апреле 1962 года начинается реконструкция улицы Московской: демонтаж железнодорожного полотна и закладка сквера. «Новомосковская правда» от 21.04.1962 сообщала: «Сквер раскинется по всей улице. Его размеры – более полутора километров длины и около сорока метров ширины. Шестьсот лип и три тысячи кустарников различных сортов посадят новомосковцы на этой площади. Клумбы с цветами украсят центр сквера. Будут проложены гаревы и асфальтированные дорожки. Вечером в сквере загорятся сотни электрических ламп. Словом, недалеко то время, когда еще одна улица превратится в сплошную зеленую аллею. Земляные работы должны быть закончены к Первомаю. В эти дни предстоит перевезти только одного грунта 20 тысяч кубометров. В благоустройстве Московской улицы должны принять участие все предприятия города, а также общественные организации». Руководил реконструкцией улицы главный инженер горкомхоза В.Ф.Чеботков.
Вокзал сносить не стали, его переоборудовали под художественную мастерскую.
В 1967 году открылась современная гостиница «Октябрь» с одноименным рестораном на первом этаже.
29 декабря 1973 года был торжественно открыт монумент Вечной Славы. От факела, доставленного на специальном бронетранспортере от братской могилы в Урванском лесу, был зажжен вечный огонь. Авторы трехфигурной композиции: народный художник СССР Олег Константинович Комов, скульптор Эдуард Иванович Ладыгин и заслуженный архитектор СССР Владимир Александрович Климов, автор памятника Неизвестному солдату в Александровском саду у Кремлевской стены. Памятник отлит на Мытищинской фабрике художественного литья. Его общая высота составляет 5,6 метров, высота фигур – 4,5 метра, вес монумента – 11 тонн. Весной 1974 года вышло постановление горкома комсомола, подписанное секретарем Д.Ф.Ермаковым: «…установить постоянный караул у Монумента вечной славы. Считать его пионерско-комсомольским Постом № 1». 8 мая 1974 года впервые заступили на Пост № 1 дзержинцы школы № 8. Военруком в тот период был И.И.Дегтярев (позднее возглавил штаб Поста).
3 ноября 1993 года на улице Московской был открыт памятник Дмитрию Донскому, объединившему разрозненные русские княжества в единую грозную силу, которая нанесла сокрушительное поражение полчищам Мамая в 1380 году. Первоначально памятник был изготовлен из гипса. В 2000 году старый гипсовый бюст отправили в утиль и поставили новый. Памятник отлили из алюминия на ремонтно-механическом производстве НАК «Азот», затем отполировали под бронзу. Новая фигура Дмитрия Донского выполнена практически в полный рост по проекту скульптора Ефима Львовича Литвака. Торжественное открытие памятника произошло 1 октября 2000 года. На митинге, посвященном этому событию, выступил глава города Н.Н.Минаков, который особо подчеркнул, что памятник установлен за счет спонсорской поддержки и добровольных пожертвований.
7 мая 1995 года, в канун 50-летия Великой Победы, напротив бывшего вокзала, был открыт памятник «Солдат, уходящий в вечность». Это памятник воинам-сталиногорцам, которые уезжали на фронт, не зная, вернутся ли живыми, сколько продлится война. Автор композиции, скульптор Ефим Львович Литвак, изобразил солдата, который простившись с родными и близкими, прыгает в уже тронувшийся с места вагон.
В северном конце улицы ранее располагалась станция Московская, откуда ходили «электрички» до станции Урванка. Летом 2009 года станция Московская была закрыта в связи с нерентабельностью железнодорожного сообщения между центром города и Урванкой. Перегон был разобран, а в 2016 году было снесено и само здание станции.
24 августа 2019 года на улице Московской в торжественной обстановке был открыт монумент в знак уважения к великому шахтерскому труду и шахтерам Подмосковного угольного бассейна. Идея создания памятника принадлежит Почетному гражданину города Новомосковска, генеральному директору ЗАО «ПНИУИ» Вячеславу Алексеевичу Потапенко. Автор монумента – Ефим Львович Литвак.
Улица Московская – любимое место отдыха и прогулок наших горожан и гостей города. Она красива в любое время года. Весной мы любуемся яблоневым цветом, летом - прекрасными клумбами, осенью - золотыми листьями, зимой – зелеными елями, покрытыми серебристым инеем.
Подготовила Ольга Суменкова