ИА «Новомосковск Сегодня» продолжает знакомить наших читателей с интересными фактами из жизни города прошлых лет. Сегодня речь пойдет о первой школе летчиков в нашем городе.
«Москва, 2 декабря 1930 года. 1. Сего числа вступил в должность начальника школы летчиков. 2. Сего числа выбываю в Бобрики по выяснению вопросов по организации школы летчиков» - лаконично значится в документе за подписью старшего летчика Николая Александровича Чулошникова.
Благодаря документам Центрального архива ДОСААФ России, выявленным Юрием Ржевцевым, внезапно открывается другая история образования Сталиногорского аэроклуба, учебного заведения ОСОАВИАХИМа по подготовке летчиков и парашютистов в г. Сталиногорске Московской области.
Долгое время считалось, что предшественником аэроклуба является школа планеристов, открытая 11 декабря 1932 года в Индустриальном районе города по инициативе энтузиаста планерного дела С. Орешкина. Первый набор составил 80 человек. Вместе со своими воспитанниками С. Орешкин построил первый планер и испытал его возле Шатовской плотины.
Однако старший летчик Николай Чулошников, выпускник 2-й (Борисоглебской) военной школы летчиков имени Осоавиахима, отправился в Узловский район Московской области за 2 года до описываемых событий. Именно здесь должна была открыться Бобриковская школа лётчиков Осоавиахима СССР Московского областного совета Осоавиахима СССР и РСФСР.
Итак, 2 декабря 1930 года. То, что в тот момент Николай Александрович увидел в поселке Бобрики, по всей видимости, больше напоминало гигантскую стройку, чем место, сколь угодно пригодное для организации школы летчиков. Действительно, стройка энергохимического и керамического комбинатов, сопутствующих производств и объектов инфраструктуры в Бобриках стала одной из «сверхударных» строек первой пятилетки 1928—1932 годов, а по сложности и значению для развития наpодного хозяйства СССР — была одной из крупнейших строек тех лет. Бобрики были объявлены ударной комсомольской стройкой.
Поэтому фактически первые 3 года Бобриковская школа летчиков работала в г. Богородицке («согласно распоряжению ЦС и Авиаотдела Мособлосоавихима, концентрация Бобриковской школы летчиков в г. Богородицке является как исключительная мера»).
Первым всегда трудно. Уже через 1,5 года, в 1932 году, Николая Чулошникова переводят начальником летной части Витебской школы лётчиков Осоавиахима. Ну а мечта летать на настоящих самолетах в самом Сталиногорске сбудется лишь в июле 1934 года. «Молодежь — на самолеты!»
Подробнее:
https://stalinogorsk.ru/stalinogorskij_aeroklub
http://voenspez.ru/index.php?topic=92142.0
Благодарим Владимира Курдюкова за эту находку.