12+

Суббота, 14 декабря 2019 г.
Наш TwitterМы VkontakteМы в Facebook
Погода сегодня

Днем −1° ночью 0°

Завтра −2°

Курсы валют

USD 63.226 −0.3396

EURO 70.427 −0.0287

Политика Общество Экономика Происшествия Культура Спорт Слухи Бизнес
Полная версия сайта

Опрос

Что из жизни Новомосковска запомнилось вам больше всего в уходящем году?
3%
20%
12%
11%
7%
34%
12%

Точка зрения

Архив рубрики

Наш Twitter

Мы VKontakte


Рубрика: Летопись истории города

Грузовик обнаружен – очередь за танком

24 октября 2018 09:42

Не так давно прошла масштабная глубоководная экспедиция по подъему из Шатского водохранилища в Новомосковске затонувшего во время войны грузовика. Для дайверо специально на одном из предприятий изготовили плот-катамаран, предназначенный для извлечения со дна крупных объектов.

— При первом погружении на глубине восьми метров я нашел стены каменного дома, попавшего под затопление в 1932 году, — вспоминает аквалангист Алексей Юлин. — Второй находкой оказался паром от переправы или большой причал, оторванный ветром и затонувший в русле на глубине семи метров. А вот третий интересный объект — советский грузовик. Предполагали изначально, что это ГАЗ-АА (его называли полуторка, потому что мог везти груз весом 1,5 тонны). Лежал он на глубине 8 метров в 350 метрах от берега. 

По рассказам старожилов, машина зимой 1941-го двигалась по льду, была замечена гитлеровцами и попала под их огонь. Наши воины, находившиеся в автомобиле, погибли. Тела остались лежать на льду, но потом немцы позволили селянам похоронить убитых в одной из деревень. Обычно оккупанты в качестве трофеев забирали себе любую советскую технику — от тракторов до танков, но в этот раз они почему-то отказались от полуторки. Может, она имела серьезные повреждения, а может, фашисты просто побоялись ехать в ней по льду. Очевидно, машина простояла до весны 1942-го, а после таяния льда «нырнула». 

Напомним: пару лет назад в Тульскую область приезжали специалисты-дайверы Егор Новожилов и Сумбат Александров и обследовали дно — искали танки и другие военные объекты фронтовой поры. 

— Честно говоря, Тула — не самая морская держава, но оказалось, что и здесь нас ждут дела с использованием водолазов и техники, у нас хорошая команда и просто есть желание работать, — поделился тогда с журналистами Егор Новожилов. — Очень хотим найти артефакты, подтверждающие гибель советской или германской техники в Шатском водохранилище во время Великой Отечественной войны. Трудимся много, но безрезультатно: большая заиленность. 

И хотя в распоряжении Новожилова и Александрова имелась самая современная техника, удача им, увы, не улыбнулась. Пессимисты даже махнули рукой: мол, нет там на дне ничего, кроме разве что ржавых консервных банок, строительных плит или старых рыболовецких снастей. И только новомосковский аквалангист-любитель Алексей Юлин не сдавался. Он не грустил, а методично «прочесывал» акваторию. И однажды нашел искомое. Машину удалось засечь с лодки локатором, потом ее обследовали, опустившись на дно. Поднимали грузовик с помощью понтона — аккуратно подцепили, оторвали от дна и неспешно доставили к берегу. Сильнее всего пострадала кабина — впечатление такое, что она была разнесена попаданием снаряда, а может, еще во время войны местное население позаимствовало металл для своих нужд. А вот деревянные борта сохранились неплохо, несмотря почти на восьмидесятилетнее пребывание в воде. Колеса и вовсе выглядели так, будто их установили на машину совсем недавно. 

Специалист по истории советской техники Юрий Пашолок сообщил новомосковцам, что извлеченная ими из Шатского водохранилища грузовая автомашина — действительно ГАЗ-АА, примерно 1932—1934 годов выпуска.

Сейчас местные специалисты пытаются привести полуторку в порядок. Возможно, удастся поставить ее на ход. 

— Если говорить о дальнейших планах, то недавно мне передали интересный документ, выявленный в Центральном архиве Министерства обороны России, — рассказывает Алексей Юлин. — В нем, в частности, говорится: «В дивизии не было ни одного случая разведки и организации переправ для танков, в результате чего танк «Валентайн» 8 декабря 1941 года, действуя со стрелковым полком, провалился под лед на реке». 

Чтобы не вызывать излишнего ажиотажа, мы пока не будем указывать ни название водоема, ни район. Скажем одно — ЧП, связанное с бронетехникой, произошло недалеко от Тулы. Возможно, танк «Валентайн» был поднят красноармейцами из реки еще во время войны. А может, до сих пор стоит на дне. Но если он там, то можно смело утверждать: Юлин его обязательно найдет и вытащит на берег. Надо просто немного подождать.

По материалам «Тульских известий»

Поделитесь ссылкой на новость:  

Разместить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий


Комментарии