12+

Вторник, 07 апреля 2020 г.
Наш TwitterМы VkontakteМы в Facebook
Погода сегодня

Днем +3° ночью −4°

Завтра +8°

Курсы валют

USD 77.733 0

EURO 85.739 0

Политика Общество Экономика Происшествия Культура Спорт Слухи Бизнес
Полная версия сайта

Опрос

Какие меры Вы уже предпринимаете, чтобы обезопасить себя и свою семью от коронавируса?
12%
0%
1%
0%
1%
2%
41%
43%

Точка зрения

Архив рубрики

Наш Twitter

Мы VKontakte


Рубрика: Летопись истории города

Полуторка военных лет поднята со дна

11 августа 2018 09:47

Успешного завершилась операция по подъему со дна Шатского водохранилища грузовика, затонувшего во время Великой Отечественной войны.

Согласно с рассказанной жителями историей, полуторка зимой пересекала водохранилище по льду, где и была замечена немцами, в то время оккупировавшими окрестные деревни. Грузовик начали расстреливать, и наши бойцы были вынуждены принять неравный бой. Их тела так и остались лежать на льду, пока немцы, наконец, не разрешили жителям захоронить погибших. Их последним пристанищем стала Братская могила в деревне Знаменке. А машина осталась стоять, и весной, когда лед растаял, ушла на дно. И вот, спустя 77 лет она смогла вернуться на берег.

Поиски утонувшей полуторки, о которой рассказывали старожилы в Богдановке велись новомосковскими поисковиками отряда «Д.О.Н.» неоднократно, с привлечением и сотрудников министерства обороны и русского географического общества, которые предоставили самую современную технику, но первое время успехом не увенчались. Искали и зимой, и весной с помощью гидролокатора. Но руководитель отдела подводного поиска отряда Алексей Юлин, дайвер-любитель, не сдался и продолжил искать.

И нашел. Машину удалось увидеть локатором с лодки, а потом нащупать, и именно нащупать, ведь видимость оказалась нулевой, на глубине восьми метров в 350-ти метрах от южного берега со стороны деревни Васильевки. Оставалось вторая, совсем не менее тяжелая часть операции – поднять находку. Возможность это сделать появилась благодаря таким предприятиям как «Новомосоквскгаздеталь», Тульского станкостроительного завода, компании «Экотек», которые помогли обеспечить экспедицию материальной базой, а особая благодарность от поисковиков инженеру-технологу Игорю Дерновскому, который смог сконструировать понтон, благодаря которому находку удалось поднять и подтянуть к берегу водоема.

Подъем грузовика и доставка его к берегу продолжалась практически весь день, из-за долгого пребывания под водой автомобиль стал совсем хрупким и поднимать его было необходимо со всеми предосторожностями. На берегу удалось рассмотреть, что от него осталось.

Сильнее всего пострадала кабина, от нее мало чего осталось, но удивительно хорошо сохранились деревянные борта и днище кузова, и даже задние колеса казались почти новыми.

Теперь, встреченную на берегу трехкратным ружейным салютом полуторку ожидает долгая работа по реконструкции. А потом, кто знает, может она сможет еще продолжить свой славный боевой путь теперь уже в праздничной колонне на празднике Победы. Во всяком случае, поисковики очень на это надеются и собираются сделать все возможное.

Справка ИА «Новомосковск Сегодня»

Автомобиль ГАЗ-АА, «полуторка», легендарная машина довоенного и военного времени, производилась на Горьковском автозаводе с 1932 года. Прототипом модели послужил американский грузовик «Форд АА» 1930 года, который был закуплен Советским Союзом по лицензионному соглашению.

Возможности Горьковского завода в плане технической оснастки были высокими, поэтому производство решили запустить на ГАЗе. Характерно, что автомобиль, выпускаемый по американской лицензии, довольно быстро перешел на обеспечение отечественными комплектующими.

«Полуторка» ГАЗ-АА пошла в серийное производство в январе 1932 года, и сборочные цеха Горьковского автозавода сразу показали высокие темпы выпуска грузовика. В сутки с конвейера сходило 60 машин, и при этом еще оставался потенциал ускорения. Советская версия отличалась от американской модели по ряду параметров. Вместо жестяного был установлен литой картер сцепления, усилен червячный рулевой механизм, на карбюратор установили воздушный фильтр. Кузов сразу спроектировали заново, бортовой вариант изготавливался по отечественным чертежам.

Об участии автомобиля ГАЗ-АА в войне 1941-1945 годов написано огромное количество книг. Но самым главным историческим маршрутом, по которому курсировала легендарная машина, была «дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера. Это был единственный путь, связывающий блокадный Ленинград с внешним миром.

По льду могли пройти только легкие ГАЗ-АА. Военная «полуторка» с затемненными фарами осторожно проходила дистанцию под огнем немецкой артиллерии, доставляя в осажденный город продовольствие. Много автомобилей ушло под лед, но все же город был спасен не в последнюю очередь благодаря самоотверженности легендарной «полуторки».

После начала ВОВ Горьковский автозавод приступил к выпуску военных грузовиков в упрощенном варианте. Сказывался дефицит холоднокатанного металла, а также недостаток целого ряда комплектующих изделий. У военной "полуторки" не было дверей - вместо них устанавливались брезентовые ширмы, передние крылья изготавливались из обычного кровельного железа. Тормоза были только на задних колесах, освещала дорогу одна фара. Боковые борта кузова не откидывались.

Только к 1944 году комплектация автомобиля приняла нормальную форму, появились двери из дерева, передние тормоза, вторая фара и откидные боковые борта. После окончания войны «полуторка» вновь выпускалась крупными партиями, поскольку страна нуждалась в транспорте. Производство ГАЗ-АА продолжалось до 1956 года. А на дорогах эти автомобили можно было встретить до 1960-го, пока устаревшую машину не заменил ГАЗ-51.  

По материалам «Новомосковской Правды»

 

Фото


Поделитесь ссылкой на новость:  

Разместить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий


Комментарии