Радиальный подшипник — это обязательный элемент, используемый в узле опоры вала, он отвечает за восприятие перпендикулярной нагрузки. На данный момент существует много вариантов исполнения таких подшипников. Причем есть как рассчитанные только на радиальную нагрузку, так и универсальные.
Конструктивные особенности
Любой подшипник такого класса — это опора вала, трение реализовано через скольжение контактных поверхностей. Конструктивно состоит из таких элементов:
· корпуса, имеющего отверстия;
· вкладышей или втулок с минимальным расстоянием между осью подшипника или вала;
· колец с сепараторами — внутренних или внешних. В них используются роликовые или шаровые элементы.
Расстояние, образуемое между валом и осью, заполняется смазкой, газом. За счет этого получается жидкостное, сухое, газодинамическое скользящее трение. За счет этого опорой воспринимаются воздействия, идущие перпендикулярно к валу.
Внешнее кольцо радиального шарикового подшипника преимущественно стационарное. Оно неподвижно крепится на корпусе.
Классификация по видам
Так как они являются надежными опорами для валов/осей в разных направлениях эксплуатации оборудования, к подшипникам этого типа выдвигаются отличающиеся требования. Собственно, поэтому существует большой их ассортимент. Сегодня принято разделение на 3 такие группы:
· шариковые. Опорные элементы, выдерживающие не очень нагруженную ось, вал. Допустимо применение в агрегатах с большими оборотами. Такие отличаются чувствительностью к вибрации и большим моментам вращения;
· роликовые. Предназначены для эксплуатации в агрегатах, испытывающих большие нагрузки. В том числе при неблагоприятных условиях. Хотя они не дают высоких скоростных характеристик, но не страдают от вибрационных, ударных нагрузок и других негативных факторов. Роликовые дают максимально возможную жесткость фиксации за счет того, что имеют увеличенную ширину колец;
· игольчатые. Этот тип опоры самый выносливый. Главная особенность: в конструкции содержатся продолговатые ролики, которые очень похожи на иглы. Он выдерживает значительные радиальные нагрузки, обладает необходимой жесткостью. А все за счет небольшого диаметра роликов и минимальной толщины колец. Их компактность дает возможность устанавливать такие в том числе в ограниченном пространстве. Кроме того, имеют достаточно высокие скоростные характеристики. Этому способствует то, что ролики в опоре не вращаются в момент функционирования механизма, а являются втулкой. Дают рабочему узлу высокий КПД при условии, что он заполнен маслом.
Также они бывают одно- или многорядными в зависимости от расположения тел качения. Первый тип очень распространен, преимущественно имеет неразборную конструкцию. Что касается многорядных, то их целевое предназначение — механизмы, в которых идет перпендикулярно направленное усилие. Имеют достаточно массивные габариты и большой вес.
Специфические виды
Есть несколько специфических видов таких опорных элементов. К примеру, самоустанавливающиеся. Они подходят для умеренных нагрузок. Обеспечивают малое трение, практически не шумят. Имеют хорошие показатели скорости и жесткости, а также способны самоустанавливаться по углу наклона.
Конические, спаренные, двух- или четырехрядные способны выдерживать очень сильные радиальные и осевые нагрузки, независимо от их направленности. Отличаются также жесткостью и устойчивостью. Сферические — способны работать при сильных, комбинированных нагрузках. Обеспечивают угловую самоустановку.
Источник: tbbs.ru