Доставкой еды сложно удивить современного человека. Многие рестораны предлагают столь удобную услугу, пытаясь поразить изысканностью блюд и склонить покупателя в свою сторону. Сейчас не нужно тратить массу времени на готовку или поход в ресторан. Достаточно позвонить или оставить заказ в корзине – спустя час бизнес-ланч, суши, пицца, десерты будут привезены в указанное место. Просто и удобно!
Однако так было не всегда. В глубокой древности только тот, кто обладал властью и большими деньгами, мог получить готовую пищу, не прилагая особого труда. Как развивался сегмент доставки пищи с древности до наших дней, читайте далее в статье.
Предыстория услуги
Первая доставка еды, в примитивном понимании, связана с племенными поселениями. Именно здесь более слабые члены сообщества приносили лучшее – добытое мясо животного или собранные плоды – вождю и жрецу, а потом делили остальное между собой. Естественно, такое поведение считалось нормой, данью уважения и никоим образом не вознаграждалось.
В Древних Риме и Египте существовали так называемые «табернае» и «термополиумы» – таверны, куда зажиточные слои населения отправляли прислугу за едой. Подобным образом поступали и состоятельные греки.
Русь издавна славилась кабаками и харчевнями, где не только славно кормили, но и готовили блюда в дорогу и подносили их к транспортному средству.
Первые заказы
Именно в Индии в конце XIX века доставку еды вывели на коммерческий уровень. Связано это было со стремительной урбанизацией и запутанностью транспортной развязки. Местные жители,
не любящие традиционные заведения общепита за антисанитарию, с энтузиазмом поддержали даббавалов – пеших разносчиков домашней пищи. Так они экономили не только обеденное время, но и получали гарантированно свежие блюда.
В отличие от западных сервисов доставки, заказ в Индии готовили не заведения, а местное население. Разносчики заключали контракт с домовладельцами, забирали у них продукты с утра, а к обеду приносили заказ клиентам.
Система даббавала настолько точна, что вероятность ошибки составляет не более одного раза на 6-8 миллионов заказов! Связно это с не имеющей аналогов в мире системой обозначений (визуальные символы и цветовые сочетания), разработанной малограмотными курьерами.
Развитие служб доставки
В западном регионе услуга стала популярной в начале XX века. Связно это с массовой постройкой небоскребов и задействованной рабочей силой. Чтобы прокормить строителей, существовали полевые кухни. Однако находчивые предприниматели рискнули предложить доставку холодных блюд и напитков, что откликнулось в сердцах трудовых слоев населения.
Особенно стремительно рынок развился в 50-х годах XX столетия, захватив не только Соединенные Штаты, Европу, но и развитые страны Азии:
· итальянские эмигранты, вернувшиеся в США, основали пиццерии, эту идею подхватили и местные фастфуды;
· на территории Японии, Таиланда, Южной Кореи, острова Тайвань, Китая работали заведения, предлагающие доставку традиционных блюд в офис или на дом;
· в Европе пользовались спросом службы доставки различных бутербродов, сэндвичей и пиццы.
В России принято было питаться дома, в общественных столовых, иногда ходить в ресторан или кафе. Что такое заказ еды на дом chaihona.ru, здесь узнали только в 90-х годах, с развитием рыночной экономики и возникновением частных предприятий общепита. В первое десятилетие качество подобных услуг было сомнительным, и только в начале нового тысячелетия, переняв западный опыт, российские службы вышли на мировой уровень.
Всевозможные сайты-агрегаторы, удобные мобильные приложения – сейчас получить еду можно в пару кликов. Главное – в погоне за скоростью не утратить качество и выбирать проверенные службы!